Новости arrow 1997 год arrow УКРАИНСКОЕ КИНО ПРИКАЗАЛО РОССИЙСКОМУ ДОЛГО ЖИТЬ.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


В СТОЛИЦЕ БОЛГАРИИ СОФИИ ЗАВЕРШИЛОСЬ ОЧЕРЕДНОЕ ПЕРВЕНСТВО…

Воспитанница тренера Игоря Писарева 19-летняя Ирина Полетаева набрала по сумме трех упражнений 417,5 килограмма и заняла первое место. При этом она стала третьим в городе силовиком, имеющим статус сильнейшего на планете. Пока - среди юниоров. Два других наших известных чемпиона - это Константин Павлов и Татьяна Ельцова.


УКРАИНСКОЕ КИНО ПРИКАЗАЛО РОССИЙСКОМУ ДОЛГО ЖИТЬ. Печать
10.10.1997 г.

УКРАИНСКОЕ КИНО ПРИКАЗАЛО РОССИЙСКОМУ ДОЛГО ЖИТЬ.

Ностальгия взяла верх - после пяти лет отсидки у телевизора я решилась пойти в кино. Кинотеатр "Ленинград" когда-то был одним из самых престижных и фешенебельных в Киеве. Еще школьниками нас водили туда в культпоходы - на десятикопеечные сеансы о "Неуловимых мстителях".

"Мстители" шли там и теперь. Однако новая жизнь принесла новые песни: кинопоказ нынче служит лишь приличной "крышей" для ночного клуба, процветающего в здании умершего кинотеатра.

Обошла еще пяток кинозаведений, куда влюбленные кавалеры когда-то с боем доставали "два билета на последний ряд", и подумала: молодым романтическим парочкам в кино делать теперь нечего. Суть даже не в том, что билет стоит больше трех долларов (за эти деньги можно попасть в партер лучших украинских театров). Показывают все больше эротику, а то и порнографию. Самое пристойное из названий афиши - "Эммануэль" во всех ее вариациях.

Ни в одном из кинотеатров так и не удалось отыскать новый украинский фильм. Что делать, решилась на минимальное зло - боевик "Двойной удар". Продавая билет, кассирша честно предупредила: далеко не отходите, если на сеансе будет меньше трех человек, его отменят. Показ "на троих" не состоялся - я была единственная желающая. В качестве утешения мне предложили посетить роскошный бар для "новых украинцев", за счет которого живет кинотеатр. Или выбрать себе роскошную мебель - там как раз открылся итальянский салон.

Умер кинотеатр и на Ярославовом валу, куда в студенческие годы мы убегали с лекций, чтоб посмотреть полулегально прокручиваемое там "диссидентское кино".

Вот такой получился кинодень, и я окончательно убедилась: украинское кино умерло. Российское, кроме показанных год назад "Утомленных солнцем" и "Ширли-мырли", в страну не доходит, старые западные ленты, невесть как попавшие в Украину, давно набили всем оскомину. Традиция воскресных семейных походов в кино ушла одновременно с утверждением украинской независимости. Директора киевских кинотеатров с нескрываемой завистью говорят о московском "Кодаке-Киномире", в который, несмотря на цены, выстраиваются очереди - им зрителя привлечь нечем.

Правда, жива крупнейшая украинская киностудия - имени Довженко. Ее директор Николай Мащенко предпринимает поистине нечеловеческие усилия, чтобы ее сохранить. Режиссер, снявший "Овода", "Как закалялась сталь", "Комиссаров", "Иду к тебе", лауреат многих премий, теперь сокрушается о судьбе отечественного кино:

- В советские времена был план - студию обязывали снять 12 художественных и 16 телевизионных фильмов в год. Проблем с деньгами не было, в кино, если нужно, бесплатно снималась армия и очень дешево - конница. Мы делали масштабные картины. Все они имели успешный прокат, государство зарабатывало на нем миллионы. Из этих миллионов уже несложно было наскрести "копейки" на производство новых фильмов. Телефильм обходился в двести тысяч рублей, фильм для большого экрана - в триста.

Теперь, по самым средним расценкам, съемки некостюмного и не требующего сложных декораций фильма обходятся в 700 тысяч долларов. Качество при этом никто не гарантирует: пленки обрабатываются скверно, звук записывается дедовским способом.

К нам больше никто не стоит в очереди, чтобы снять в наших павильонах фильм, - сетует Мащенко. Он знает, что, к примеру, на "Беларусьфильме" можно сделать картину за 200-250 тысяч долларов. На "Баррандове" расценки чуть выше, но авторам там гарантируют такое качество всего кинопроцесса, что даже Никита Михалков поехал туда снимать своего "Сибирского цирюльника".

Воображение довженковцев распаляет и опыт Студии имени Горького, запустившей конвейер "малобюджетных", (т.е. дешевых, ценою меньше 200 тысяч долларов за полнометражку) фильмов. Но нужны качественные сценарии, - простые, не требующие декораций и костюмов, желательно из современной жизни. Нужны талантливые молодые актеры, не требующие больших гонораров. Уж как с этим выкручиваются в Москве - покажут первые дешевые ленты, а в Украине ни тех, ни других пока нет.

Специалисты, к которым я обращалась, могли назвать лишь четверых ныне действующих талантливых украинских кинорежиссеров. Сценаристов так и не припомнили. "В Голливуде вот забастовало около тысячи кинодраматургов, а у нас и бастовать некому", - сказал по этому поводу один из студийцев.

При всем том за два последних года Студия имени Довженко выпустила около десятка фильмов. За редким исключением, они эксплуатируют украинскую национальную идею, идеализируя, на спонсорские деньги, Степана Бандеру и прочих "неоднозначных" персонажей истории. Фильм о гибели Бандеры, снятый режиссером Янчуком, меня поразил не на шутку, причем не скромным сценарием и самодеятельной игрой актеров, а - титрами. В них авторы благодарили всех, кто помог им сэкономить - от украинской западной диаспоры до мясокомбината (видимо, его продукцию Бандера потреблял в кадре).

Впрочем, и этот перл, и удачное "Святое семейство" Михаила Беликова, и более профессиональный "Материк любви" Андрея Бенкендорфа, и уже известный в мире "Приятель покойника" Вячеслава Криштофовича разделили общую судьбу - зритель их так и не увидел. В лучшем случае фильм пару раз прокрутили по телевидению - в самое "мертвое" время, свободное от показа боевиков и унылых сериалов. До кинотеатров картины так и не дошли.

Вот как объясняет причины краха украинский режиссер и продюсер Александр Роднянский, лауреат четырех "Ник" и номинант на "Оскара":

- Система советской кинодистрибуции распалась, а новая, украинская - не сложилась. Кинотеатры выведены из системы кинопроката и отданы муниципалитетам. Те открыли в них магазины, ночные клубы и оптовые рынки. Ушел в прошлое и образ жизни, предполагавший регулярные походы в кино - оно перестало быть популярным зрелищем. Городские и региональные телеканалы беспрерывно крутят пиратские копии западных боевиков - низкого качества, но смотреть их можно бесплатно, не снимая тапочек и не поднимаясь с дивана. Покупать украинские фильма телеканалам, особенно промышляющим пиратством, невыгодно - такая покупка им обойдется в 10 тысяч долларов, а за эти деньги можно купить две развлекательных программы и под них собрать вдвое больше рекламы. Приобретение качественного российского кино еще более невыгодно - двух-трехразовый показ хорошего русского фильма стоит 60-100 тысяч долларов. И как руководитель крупного телеканала "1 плюс 1" я могу такую роскошь позволить себе только раз-другой в год.

Фильм в Украине, если не про национальную идею, сегодня сделать невозможно. Вложив 700 тысяч долларов, изловчившись и продав свежеиспеченную картину "Киновидеобъединению" и , если очень повезет, всевозможным телеканалам, продюсер в лучшем случае выручит тысяч 120, остальные уже не вернутся никогда. Иными словами, автор должен обмануть "богатого дядюшку", посулив деньги вернуть и об этом "забыв" - но времена такого невинного жульничества прошли, все уже съели свои поганки. Второй вариант - как-то заинтересовать спонсора - например, сняв в кадре его жену или девушку, а может быть, и его самого, бесценного. На этих условиях бизнесмены иногда соглашаются жертвовать своими кровными долларами.

- Вероятен и более красивый вариант - рассказывает Александр Роднянский, - совместных съемок с западными инвесторами. Но их лишь бы чем не заинтересуешь. Нам удалось запустить международный проект: режиссер Р.Вернье, автор знаменитого "Индокитая", делает фильм по сценарию Ибрагимбекова и Бодрова. Он снимается об Украине, на Украине и для Украины. В нем примут участие звезды мировой величины.

Но это - единственная возможная победа украинского кино.

Обделен и зритель. Если прежде удавалось смотреть хотя бы ОРТ с его неплохим кинорепертуаром, то теперь эта возможность старательно обрезана: передачи ОРТ дозируются и лимитируются, украинским зрителям "выдают" только самые "безобидные" программы, неспособные поселить в ком-нибудь самую мысль о развитии российской культуры и, стало быть, об упадке украинской. Так, можно смотреть низкопробные мыльные сериалы, но авангардное русское кино - нет. Вместо него зритель мог наслаждаться "Роксоланой", снятой на "Укртелефильме" за мизерную для 26 серий сумму в 600 тысяч долларов. Свирепый режим экономии здесь ощущается во всем - даже в костюмах турецкого султана, полонившего украинку Роксолану. Не менее "экономен" и сценарий, особенно запомнившийся уникальной фразой осерчавшего на свиту султана: "С вами плова не сваришь!" На декорации денег тоже не хватило, и Роксолане пришлось весь фильм отстоять, как на боевом посту, на краю морского утеса, произнося драматические тирады о внутритатарской политике.

Этот сериал сейчас превозносится как величайшее художественное достижение. Что правда: он лучший из единственного.

Вторая украинская киностудия - Одесская - в еще более трудном положении, по сравнению с ней довженковцы живут по-царски. По заказу российского НТВ и украинской "1 плюс 1" снимает дорогой 20-часовой сериал "День рождения "Буржуя", "Два солнца, две луны" Романа Балаяна с Олегом Меньшиковым в главной роли, запускает фильм Юрия Ильенко "Агасфер". Чтоб немного заработать, устраивают на территории 70-летней студии ночные фестивали для "новых украинцев" - не выходя из машин, те могут любоваться шумным эстрадным шоу, выпивать и закусывать.

Тем не менее уже восемь десятков студийных специалистов были вынуждены искать более хлебные места. И несмотря на все попытки сохранить былую славу кинофабрики, где снимались "Земля" Довженко и "Тени забытых предков" Параджанова, студия приходит в упадок. Коллекцию всех своих фильмов она собирается продать кредитоспособной "1 плюс 1" за 10 миллионов долларов - готова отказаться от раритетов во имя ремонта уцелевших павильонов и зданий, которые полвека не видели маляров и штукатуров и понемногу разваливаются.

Судя по мере участия государства в судьбе украинского кино, единственное, чем вскоре смогут гордиться кинодеятели страны, - самый большой в мире павильон Студии имени Довженко, достойный книги Гиннесса.

Если его не займут под супермаркет.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

В ЮРГЕ СОСТОЯЛОСЬ СОВЕЩАНИЕ ДИРЕКТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ГЛАВНЫМ ВОПРОСОМ ОБСУЖДЕНИЯ СТАЛО ПОПОЛНЕНИЕ "ФОНДА ПОБЕДЫ".

Принято решение перечислить из фондов предприятий 60 тысяч рублей на протезирование зубов и установку телефонов ветеранам. Предприниматели города решили выделить 30 тысяч рублей на питание женщин-фронтовичек.