Новости arrow 2003 год arrow За гуманизм и дружбу между народами.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


ПОЖАР В ГОРАХ.

Тяжелая обстановка сложилась в Ермаковском районе края, где огнем уже охвачена площадь в 160 гектаров. В Усинском лесхозе пожар буйствует в горах. 10 человек, брошенных лесной охраной на его ликвидацию, не могут сдержать натиск стихии, тем более что на данном участке отсутствуют естественные рубежи.

Всего за минувшие сутки на территории края и соседних Тывы и Хакасии зарегистрировано 52 лесных пожара. В их тушении было задействовано более сотни парашютистов и пожарных-десантников, 300 работников лесной охраны и мобилизованных.


За гуманизм и дружбу между народами. Печать
18.02.2003 г.

За гуманизм и дружбу между народами.

ОТ РЕДАКЦИИ.

Завершившийся в конце прошлой недели Берлинский кинофестиваль напомнил об известном требовании русского поэта Николая Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан". В Берлине "гражданином" был признан британский кинорежиссер Майкл Уинтерботтом, снявший фильм "В этом мире". Позади него оказались "поэты" Спайк Джоунз ("Адаптация"), Патрис Шеро ("Его брат"), Йоджи Ямада ("Сумеречный рай").

Картина Уинтерботта, по свидетельству критиков, ничем не примечательна, кроме тематики - она повествует об испытаниях, выпавших на долю двух афганских беженцев на пути из Кабула в Англию. Еще она примечательна документальной манерой, которая, впрочем, давно не является откровением в области художественного кино.

Такое предпочтение можно было бы отнести на счет специфики Берлинского фестиваля, который всегда отличался склонностью к неумеренной политизации, если бы и на отличающемся эстетической рафинированностью Венецианском кинофоруме один из главных призов не получила лента Андрея Кончаловского "Дом дураков". И в этом фильме гражданские чувства автора преобладали над художественными достоинствами.

Следовательно, можно говорить об определенной тенденции - политизации художественной культуры. Последняя всегда была характерна для соцреалистического искусства. И Московский кинофестиваль в советскую пору в этом отношении был абсолютным лидером. Здесь давали награды "За гуманизм и дружбу между народами". По чистой случайности остросоциальный фильм (но сегодня уже всеми забытый) "Знакомьтесь, Балуев!" не победил на нем асоциальные "8 1/2" Федерико Феллини.

Напомним, что культивируемые в советском искусстве идейность, гражданственность в конце концов привели его к глубокому и системному кризису. Политической актуальностью художник мог компенсировать отсутствие художественной глубины, что в конце концов в немалой степени поспособствовало деградации самого художника. Сейчас мы видим, что на Западе все большее значение приобретает такой критерий, как политкорректность. В его основании благородное стремление - не унизить то или иное меньшинство, не задеть достоинств того или иного этноса. Но при этом довольно часто члены жюри закрывают глаза на художественные качества представленных произведений.

По причине того, что фильм Алексея Балабанова "Война" шел вразрез с представлениями левой общественности Запада о российско-чеченском противостоянии, он не попал ни на один престижный киносмотр. Хотя его незаурядные художественные качества ни у кого не вызывали сомнений.

Что же касается последнего решения Берлинского кинофестиваля, то оно отдает еще и политконъюнктурностью. А насколько все это сиюминутно, наша общественность могла убедиться совсем недавно, в случае с тем же "Домом дураков". Он "на ура" был встречен в Венеции. На волне этого успеха и той политической конъюнктуры, которая господствовала в мире до событий на Дубровке, наш национальный комитет по отбору претендентов на одну из номинаций "Оскара" выдвинул на нее картину Андрея Кончаловского. Но когда дошла очередь до выбора американского комитета, ситуация несколько изменилась. Изменилось отношение к благородным борцам за независимость ичкерийского государства, и "Дом дураков" сошел с дистанции задолго до финиша.

Конечно, проблема есть. Не хотелось бы, чтобы идейность вступала в непримиримое противоречие с художественностью. Как это было в случаях признания фильмов Лени Рифеншталь о нацистской Германии на авторитетных международных фестивалях. Когда волшебная сила таланта оправдывала и маскировала бесчеловечную ложь нацистской пропаганды. Не хотелось бы и другого. Чтобы правда о тех или иных обстоятельствах заслоняла от нас художническую несостоятельность автора.

...На днях прошло сообщение, что на территории Грузии снят короткометражный фильм про войну в Чечне. И тут же стало известно, что он отобран для показа в Каннах. Судя по сегодняшней конъюнктуре, на какую-нибудь из пальмовых ветвей это самодеятельное кино обречено.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

Декабрь полон сюрпризов.

Краснодарская фабрика кожизделий приготовила для горожан новогодний сюрприз. До 1 января цены на все изделия, выпускаемые на предприятии, снижены на 10 процентов.

Кроме того, краснодарские галантерейщики разнообразили подарочную серию своей продукции - косметички, кошельки, футляры для очков и ключей. Сделаны они из новомодных материалов - лака, крэнка, наплака.