Новости arrow 1999 год arrow Как прокормить "тигренка".
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, ЧТО ВСКОРЕ О ВЫДВИЖЕНИИ КАНДИДАТАМИ В ГУБЕРНАТОРЫ ОБЪЯВЯТ ЕЩЕ ДВА ПРЕТЕНДЕНТА.

Один из них, назвавшийся г-ном Сафоновым, представляется как лидер общественной организации "Свет и разум". Внешне производит впечатление человека пренебрегающего нормами гигиены.

Другой возможный кандидат также посетил избирком на этой неделе и, напротив, производит впечатление человека с иголочки от Кардена, с золотыми очками, часами, перстнями. Пожелав остаться неизвестным, возможный 50-летний претендент получил необходимую информацию по проблемам регистрации кандидата и удалился со словами "Братья будут думать:".


Как прокормить "тигренка". Печать
1.12.1999 г.

Как прокормить "тигренка".

Вьетнамская нефть может пролиться сквозь наши пальцы.

Владимир ЦЫПИН.

За время своего существования СССР удалось закрепиться в различных регионах, расширяя зону политического и экономического влияния. После распада империи России достались в наследство завоевания предшественников, большая часть которых безнадежно утрачена к настоящему времени. Среди немногих сохраняющихся пока позиций остаются совместные экономические проекты с правительством Вьетнама.

Тем не менее и здесь положение России крайне неустойчиво.

Существуют три основных направления, по которым можно провести сравнительный анализ, - внутрироссийские проблемы, политика вьетнамского правительства и внешнеполитические аспекты, воздействующие на процессы, происходящие во Вьетнаме.

"Известия" уже обращались к теме освоения нефтяных и газовых месторождений, расположенных как на шельфе Вьетнама, так и в его территориальных водах в океане. Одними из первых нефть в этой стране начали разведывать и добывать американские компании.

Этот процесс был относительно недолгим, поскольку поражение в войне заставило американцев покинуть Вьетнам. На смену американским нефтяникам пришли специалисты из Советского Союза, которые помогали республике поднимать экономику из руин.

Что бы ни говорили сегодня о бывшем СССР, а подготовка специалистов была на уровне высших мировых стандартов. Эти самые специалисты и обнаружили, что американцы нашли лишь нефть, находящуюся близко от поверхности, где ее было сравнительно мало. Советские ученые выдвинули гипотезу (а затем и с блеском ее доказали) , что нефть залегает намного глубже и в гораздо больших количествах. Так началось российское освоение вьетнамских месторождений.

Для обеспечения процесса работы по разведке и добыче нефти было создано совместное межгосударственное предприятие "Вьетсовпетро", существующее до сих пор. С его участием разрабатываются сегодня месторождения "Большой медведь" и "Белый тигр", ведутся разведочные работы. "Вьетсовпетро" ежегодно приносит в российский бюджет около $200 миллионов за счет своей доли прибыли от участия в проектах. Но не все так просто.

Практически на протяжении всей истории Вьетнама основным источником внешней опасности для него являлся Китай. Если раньше речь шла о прямой военной угрозе, то сегодня основной упор приходится делать на экономическую экспансию Китая в регионе. Экономика Поднебесной, развивающаяся бурными темпами, может составить конкуренцию и Японии, и Корее, и прочим азиатским "тиграм" и "тигрятам". Для поднимающейся экономики Вьетнама вторжение мощного соседа может оказать тормозящий эффект.

В эпоху триумфального шествия идей коммунизма основным гарантом безопасности для Вьетнама выступал Советский Союз.

После его распада вьетнамскому руководству пришлось вырабатывать новую линию поведения. Вьетнам почувствовал себя брошенным - финансирование со стороны могучего покровителя прекратилось.

Большинство совместных проектов повисли в воздухе. Ослабление главного союзника привело к тому, что послы западных государств начали получать все более радушный прием. Кроме того, играет роль естественное желание вьетнамских властей не складывать все яйца в одну корзину. Делая ставку на одного партнера, в конечном итоге оказываешься в полной зависимости от него.

Россия убедилась в этом на собственном опыте, заручившись в свое время "полной поддержкой" МВФ.

Российские дипломаты прилагают все усилия к тому, чтобы сохранить былое положение вещей, но на первый план в последнее время выходит самый весомый аргумент - Запад не скупится на финансовые вливания. Против такого аргумента особо не возразишь, тем более что Россия сегодня озабочена внутренними проблемами.

Возглавляют новый поход на Вьетнам американские нефтяные компании, стремящиеся "перевести часы назад" и вернуть упущенную выгоду. Однако для этого необходимо потеснить Россию, которая имеет длительную историю сотрудничества с Вьетнамом в нефтяной отрасли. И здесь наблюдается довольно странный процесс. С одной стороны, вьетнамцы не отказываются от сотрудничества с Россией, признавая ее вклад в развитие экономики. С другой - ведут переговоры с западными эмиссарами и тормозят принятие важных решений по совместным российско-вьетнамским проектам.

Кроме экономико-политических аспектов, на принятие решений вьетнамскими чиновниками оказывает влияние еще и вопрос личного благосостояния. Интересно, что вьетнамцы дифференцированно подходят к вопросу о взятках. Существует негласное представление о том, где можно брать, а где нельзя. Если чиновник ворует из бюджета, то наказание будет очень суровым, так как он отбирает деньги у народа. Не так давно в стране были расстреляны семь высокопоставленных чиновников, изъявших из бюджета около $300 млн. Но если деньги берутся от иностранных компаний за решение того или иного вопроса, то в этом случае проверяющие смотрят на "шалости" сквозь пальцы. Считается, что, приняв крупную взятку, вьетнамский чиновник наносит урон империалистическому сообществу, подрывая его финансовое положение.

Создается впечатление, что в последнее время вьетнамские товарищи настолько увлеклись "подрывной деятельностью", что это уже наносит существенный урон российским интересам в регионе.

Как говорится, никто за руку чиновников не хватал, однако до сих пор не решен окончательно вопрос со строительством первого крупного нефтеперерабатывающего завода, который должен поднять экономику Центрального Вьетнама. Проводятся загадочные игры с месторождениями, расположенными в океане, в результате которых американские компании получили доступ ко всей технической документации, подготовленной в свое время российскими специалистами.

А в прибрежных городах растут как грибы виллы, принадлежащие вьетнамским чиновникам, имеющим отношение к нефтяной отрасли.

Самым большим курьезом можно считать тот факт, что американцы собираются выживать россиян из вьетнамской нефтянки, используя накопленный в СССР опыт. На последнем совете "Вьетсовпетро", прошедшем на прошлой неделе в городе Вунг Тау, российская делегация была огорошена известием о том, что на предприятии планируется ввести... хозрасчет. Российский опыт успешно продемонстрировал:

если хочешь уничтожить предприятие, введи на нем хозрасчет и спи спокойно. Как ни настаивает вьетнамская сторона на том, что эта идея пришла в голову именно ей, русские уверены, что таким образом западные компании пытаются, развалив "Вьетсовпетро", перехватить в нем долю России. Таким образом, наше оружие самоуничтожения было запущено против нас. Как ни убеждали вьетнамцев на заседании члены российской делегации в убийственности подобного шага, к единому мнению прийти не удалось.

Вьетнам сегодня представляет лакомый кусок для многих нефтяных, да и не только нефтяных компаний Запада. Если не заставить работать в полную силу межправительственные соглашения, если и дальше игнорировать проблему ослабления российских позиций во Вьетнаме, уповая лишь на историческую дружбу двух народов и старые связи, то потеря влияния России в регионе и провал планов выхода на рынок АСЕАН не заставят себя долго ждать.

Ханой-Вунг Тау-Москва.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

"Нефтяные" пробки на железных дорогах.

Более 8000 вагонов с нефтеналивными грузами стоит на Дальневосточной и Северо-Кавказской железных дорогах, сообщили вчера в Министерстве путей сообщений. На портовых железных дорогах оборот цистерн уже превышает норму на 2 суток. "Вагоны в очередной раз превращаются в бесплатные "склады на колесах", сказал "Известиям" начальник пресс-службы МПС Анатолий Яковлев. В МПС считают, что одна из основных причин образования железнодорожных "пробок" - несвоевременный подвод танкерного флота. В Минтрансе "Известиям" отказались прокомментировать эту ситуацию.