Новости arrow 2003 год arrow Правила охоты на зайцев.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


Госдума хочет остановить утечку капиталов.

4 июня Госдума приняла федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем".

Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, за его принятие проголосовало 278 депутатов.

По мнению председателя думского комитета по безопасности Виктора Илюхина, закон будет способствовать пресечению утечки российских капиталов за границу. Теперь операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершена, равна или превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда.


Правила охоты на зайцев. Печать
13.03.2003 г.

Правила охоты на зайцев.

Алексей СИМОНОВ.

За последний месяц из 30 случаев отказа журналистам в доступе к информации, зафиксированных Фондом защиты гласности, около двух третей отказавших в доступе чиновников сослались на... новый закон о СМИ. Откуда такой дар предвидения? Ведь закона еще нет, и в проектах его, которые мне довелось читать, нет для этого правовой основы, но что-то чует великий чиновничий нюх. Хочу попытаться понять природу этой уверенности, что новый закон даст по рукам ненавистным щелкоперам-журналистам, а уж как он это сделает, каждый чиновник волен фантазировать по-своему.

Первые серьезные нападки на "Закон о СМИ" - в 1996-м: "Не пора ли тронуть священную корову?!", первые ответы: "Будет ли священной корова с поправками?!" Но тревоги за судьбу закона не было.

Потом поправки пошли валом, от фракций, от граждан и общественных организаций. Из законов, вроде бы никакого отношения к СМИ не имеющих, по Закону о СМИ тоже велась прицельная пальба, но добротно пригнанные юридические борта выдержали, и закон, хотя и получил несколько пробоин, но остался на плаву.

Атмосфера грозно сгустилась после принятия "Доктрины информационной безопасности".

А вольному сообществу журналистов все казалось, что, налегая на права, можно легкомысленно обходить раздел обязанностей и ответственностей: охотно называя себя разгребателями грязи, второй древнейшей, цепными псами общественных интересов и, наконец, четвертой властью, журналисты всерьез не озаботились развитием и укреплением закона путем введения этических норм и саморегулирования. Нет, попытки были. Кодексы, хартии и конвенции принимались с благими намерениями и столь же легко нарушались в ежедневном редакционном быте. Приток в профессию непрофессионалов, мессианство мэтров, сладость компромата, борьба за рейтинги, а главное - деньги, особенно густо текущие в редакции в период выборов, все это подтачивало устои закона. Журналистам так и не удалось создать правила честной игры и, выполняя их, породить в сообществе дух свободной корпорации, где решающим мерилом успеха служила бы незапятнанность репутации.

Между тем исподволь сообщество структурировалось, великая иллюзия равенства, на которой был построен старый советский Союз журналистов, испарилась, появились владельцы и менеджеры, вольных изданий стало заметно меньше. Но смысл грозных предупреждений государственной машины в форме хозяйственных споров по медийным делам журналисты не осознали. Нет-нет, угрозу своей свободе ощутили многие, а вот то, что моральный климат в профессии будет определяться теперь законами бизнеса, поняли единицы.

Эти единицы и принадлежат к новому для прессы классу - имущему, которому есть что терять кроме цепей, и такие понятия, как редакционная политика, позиционирование газеты или телекомпании, из полумифических-полувкусовых начали становиться железными, как скрижали.

СМИ, еще недавно исполненные азарта загонщиков, охотящихся за дичью по правилам вольных просторов, вдруг ощутили, что правила переменились, и это уже не вольные просторы, а охотничьи угодья власти, и те, кого они считали дичью, вводят иные правила игры, свои. Крикнуть бы: "Волк! Волк!" Но ни читатели, ни зрители уже не прибегут с дубьем - доверие к СМИ потеряно, репутация, не поддержанная вовремя разумным самоограничением и внятными правилами саморегулирования, отсутствует.

Пришлось идти на переговоры, бить челом и искать взаимопонимание. Для этого сначала создали Медиасоюз, потом Индустриальный комитет, чтобы наконец услышать с высоты властной вертикали: "А мы вам ничего не навязываем. Думайте сами".

Именно из этих печальных размышлений и родились два новых проекта закона о СМИ и проект этических принципов по освещению актов терроризма и контртеррористических операций. Они разные, но один общий родовой признак присущ им всем: это новые правила охоты, придуманные... зайцами. И остается искательно заглядывать в глаза охотников с надеждой прочитать в них одобрение и согласие играть по этим правилам.

Вот эту-то отчетливую перемену в расстановке сил и уловили многочисленные "охотники" регионального масштаба. Оттуда их попытки сослаться на еще не читанный, еще не принятый, еще даже не поступивший в Думу закон, в котором они наконец почуяли, что бояться некого, нечего и не надо.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

Правительство предлагает направить до 4,5 млрд долларов на выплаты по внешнему долгу.

Правительство РФ внесло в Госдуму поправку в бюджет на 1999 год, в соответствии с которой в первом полугодии текущего года предлагается направить до 4,5 млрд долларов из средств Банка России на платежи по внешнему долгу РФ и части долга бывшего СССР. Об этом 11 мая сообщил в беседе с журналистами председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков.

ИНТЕРФАКС.