Новости arrow 2001 год arrow ЧИТАТЕЛИ.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


Следователи попросили политического убежища.

Бывшие сотрудники прокуратуры Белоруссии Дмитрий Петрушкевич и Олег Случек получили политическое убежище в США. Как сообщает радио "Немецкая волна", следователи вынуждены были покинуть страну, опасаясь за свою жизнь.

Петрушкевич и Случек занимались делом об исчезновении в Минске оператора российской телекомпании ОРТ Дмитрия Завадского. 16 июня в белорусских газетах ими была распространена информация, которая свидетельствовала о том, что местные власти руководили похищениями и убийствами лидеров оппозиции, известных бизнесменов и журналистов.


ЧИТАТЕЛИ. Печать
10.10.2001 г.

ЧИТАТЕЛИ.

КНИГИ И ДЕТИ, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ...

В Красноярске есть необычное учебное заведение - Литературный лицей.

Необычное в силу множества причин.Во-первых, к его рождению прямо причастен литературный журнал. Можно даже сказать, что журнал для семейного чтения "День и Ночь" (главный редактор - Роман Солнцев) скорее всего, единственный в мире, создавший специальную школу, смысл которой - воспитание Читателей, а главный метод - открытие и понимание Авторства, своего и чужого. Во-вторых, это учебное заведение не является ни клубом, ни кружком. Учиться здесь - дело серьезное, и первые ученики это уже прочно усвоили. В-третьих, в этойшколе дети читают и создают что-то свое, неповторимое вместе с опытными в этом деле людьми - писателями, критиками, артистами, искусствоведами.

Учитель, наверное, всегда Сталкер. Территория, по которой он каждый раз ведет доверившихся ему людей, постоянно меняется: еще вчера здесь была тихая заводь, а сегодня - извергается вулка.

Зачем столько писателей?

Ой, как же можно научить быть поэтом?

Вопросы, которые до сих пор носятся вокруг Литературного лицея.

НАША ЗАДАЧА - ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Что эта за "специальность" такая - читатель? Какой деятельности она соответствует?

Литературной деятельности, отвечаем мы. Разновидности деятельности эстетической, относящейся к слову как к цели, предмету, материалу и инструменту.

В Литературном лицее предполагается поставить именно ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ детей. Не уклон, не углубленное изучение, а специальное образование, может быть, сродни музыкальному... или художественному. Такого, похоже, до сих пор не существует в мире, поэтому к разговору, видимо, надобно идти от начала, то есть от известного далека...

Одним из ярких впечатлений Литературных встреч в русской провинции, проходивших в Овсянке, Дивногорске и Красноярске в 1999 году, стали для меня выступления представителей крупных библиотек.

В прошлый раз библиотекари - а представляли они библиотеки Москвы и крупных региональных центров - сообщили обсуждаемой проблеме неожиданный для меня оптимистический тон: нет, не меньше, а больше стал читать народ - и дети, и взрослые. Тревожно изменилась только так называемая структура чтения. Очень уж прагматичной она становится день ото дня. Читают либо то, что связано с непосредственной деятельностью.

Читатель и писатель нынче друг для друга фигуры темные.

Ценителей художественной словесности, гурманов книжного слова действительно становится все меньше. И самое грустное, на мой взгляд, что сама эта категория "вкушающих слово" сегодня практически никак не воспроизводится. Нигде. Даже филологические факультеты университетов не удерживают эту цель в качестве фундаментальной, ибо филолог и читатель - скажем так, квалифицированный читатель - понятия разные, а в известном смысле даже противоположные.

Для М.М. Бахтина, например, миссия читателя отнюдь не сводится лишь к некоторой безликой позиции. Читатель в жизни художественного произведения фигура необычайной значимости.

Читатель - тот, кто творчески понимает. Он вовлекается автором в особый мир, предназначенный для "индивидов, связанных какими-то общими условиями жизни - в конечном счете, узами братства на высоком уровне" (М. Бахтин). Это мир ценностей, то есть отношений к истине, добру и красоте, мир, в котором возникает, испытывается, развивается и преломляется смысл. Встреча автора и читателя возможна только всерьез - в напряжении всех душевных сил.

Другими словами, читатель весь вовлекается в событие встречи, а не какой-то специально выделенной ролью.

Простая мысль - не разовьешь речь, не развивая всего человека вместе с миром, в котором он живет, - удивительное дело, до сих пор как-то очень непросто внедряется в сознание.

В красноярском Литературном лицее мы попытались создать "контекстную рамку", или по возможности оптимизированную для понимания ребенком, подростком, юношей произведения словесности как индивидуального авторского высказывания, участвующего в диалоге культур.

19 октября 1998 года в "Лицей пришли первые ученики. Девятнадцать человек. Свою литературную газету они потом так и назвали - ДЕВЯТНАДЦАТЬ".

Младшеньким, Ниночке Кургановой, Машеньке Смоленской и Нике Кондратьеву было в ту пору восемь лет, старшим - по одиннадцать. Возникли две разновозрастные группы. Одновременно лицей "запустил" и второй, и третий курсы - так называемые блоки "Поддержка" и "Подготовка".

Нам очень помогли красноярская городская администрация, мэр Красноярска Петр Иванович Пимашков, Красноярский завод цветных металлов, издательство "Гротеск" - его директор Виктор Николаевич Манаев. Лицей органично вписался в структуру хорошо организованной и славной своим вниманием ко всему новому и интересному школы "Универс" - ныне Первой городской университетской гимназии. Спасибо ее экс-директору Исаку Давидовичу Фрумину и нынешнему - Вячеславу Владимировичу Башеву. Возглавил попечительский совет лицея и благословил его в добрый путь Виктор Петрович Астафьев.

Сегодня, оглядываясь назад, я вижу, как много было сделано за три года и сколько не сделано: не успели, не поняли, переоценили свои возможности...

Тем не менее в лицее за это время накоплен уникальный, на наш взгляд, литературно-педагогический материал, которым мы могли бы поделиться со всеми, кто этого захочет.


 
« Назад.   Вперёд »