Новости arrow 2002 год arrow Край непуганых вертолетов.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


Новый лимузин президента.

У президента Литвы Валдаса Адамкуса появился новый лимузин - четырехметровой длины БМВ. В салоне телефон, два телевизора, видеоплейер.

Строго говоря, машина все же не новая - ее за 300 тысяч литов (75 тысяч долларов США) приобрели для особо важных гостей, участвовавших весной в Вильнюсе в сессии Парламентской ассамблеи НАТО. Руководство президентской канцелярии заявило, что прежний автомобиль главы государства, "Ауди Ланг V-8" 1993 года выпуска свое уже отработал и последнее время часто простаивал в ремонте, а на новый лимузин представительского класса денег сейчас нет.


Край непуганых вертолетов. Печать
18.07.2002 г.

Край непуганых вертолетов.

России экономически выгодно терять людей в авиакатастрофах?

Поиски пропавшего на Таймыре вертолета Ми-6 продолжаются уже более недели. Вчера МЧС России направило на Крайний Север группу экспертов ВНИИ по проблемам ГО и ЧС, а также опытный образец малогабаритного радиолокатора. Благодаря этому оборудованию спасатели смогут осуществить радиолокационную съемку местности по маршруту полета Ми-6. И если вертолет упал на сушу, то он скорее всего будет обнаружен.

Средства, потраченные на поиски, уже исчисляются десятками тысяч долларов. Время, которое уходит (или уже ушло), так необходимое для спасения выжившего экипажа, - бесценно. А между тем, если бы вертолет был оборудован радиомаяком, его нашли бы 10 июля, в день катастрофы.

Случаев, когда поиски потерпевшего катастрофу вертолета остаются безрезультатными, в России становится все больше. Практически все наши вертолеты оборудованы аварийными радиостанциями Р-851 или Р-821, находящимися в НЗ (неприкосновенном запасе) вертолета. Но подать сигнал SOS можно лишь в том случае, если экипаж выжил после катастрофы, - радиостанция приводится в действие вручную. Если летчики погибли, а катастрофа произошла в труднодоступной местности, то обнаружить вертолет очень сложно. Поисковые операции могут длиться неделями. И стоят они колоссальных денег.

В Министерстве по чрезвычайным ситуациям России затруднились ответить на вопрос, во сколько обходится поисковая операция - все зависит от региона. К примеру, эвакуация на вертолете рыбаков, постоянно застревающих на льдинах в Финском заливе, стоит от 800 до 1000 долларов в час. На Таймыре эта сумма может увеличиться на порядок (топливо на Севере стоит гораздо дороже). И даже если поиски велись по четыре часа в день, то таймырская операция уже обошлась примерно в 50 тысяч долларов. И каждый день поисков будет увеличивать эту сумму.

Но деньги - ничто по сравнению с человеческими жизнями. Ведь вполне вероятно, что после катастрофы экипаж и пассажиры еще были живы, но время уже упущено. Все могло бы сложиться иначе при одном условии - если бы на вертолете был установлен радиомаячок, работающий в автоматическом режиме.

Такая аппаратура массово в России не производится. Но изобретать велосипед не стоит - практически все развитые страны выпускают радиомаяки для вертолета, помогающие разыскать его в любом месте и практически при любых погодных условиях.

- Поисковые радиомаяки производят и в США, и в Германии, и в Великобритании, и еще во многих других странах. Цена, конечно, зависит от чувствительности. Те образцы, которые продаются в России, стоят порядка трех тысяч долларов. За рубежом, естественно, дешевле, - рассказывает заместитель главного конструктора КБ Миля Георгий Синельщиков. - Установить их очень просто - система эта автономная, крепится, как правило, внутри вертолета, чтобы не потерялась в полете или при ударе. Это такая трубка диаметром примерно в 70 миллиметров и длиною в 500 миллиметров. Есть аналогичная аппаратура "Поиск", несколько уступающая по качеству зарубежной, которая производится в Солнечногорске (там выпускают все аварийные приборы). Но стоит она значительно дешевле американских или европейских радиомаяков. Между прочим, во многих странах в соответствии с правилами воздушного движения радиомаяки устанавливаются на вертолеты в обязательном порядке. Без них машины просто не могут эксплуатироваться - это незаконно.

Между тем на Казанском вертолетном заводе, выпускающем Ми-8 и Ми-17, "Известиям" сообщили, что с 1995 года завод предлагает своим заказчикам аварийные подводные и наземные радиобуи, предназначенные для работы в международной спутниковой системе поиска и спасения КОСПАС-SARSAT. Цена - 1-2 тысячи долларов. Но по техническим условиям производства вертолетов установка радиомаяков не предусмотрена - все на усмотрение заказчика.

- Почти половина из выпущенных нами вертолетов экспортирована. С 1992 года за рубеж было поставлено около 600 вертолетов, на внутренний рынок - около 40 машин, - рассказывает гендиректор предприятия Александр Лаврентьев. - Зарубежный потребитель заказывает более совершенную технику, включающую метеолокаторы, радары, картографы, чтобы летать в любых условиях. Отечественному же покупателю этого не позволяют средства. Вообще КВЗ имеет лицензию "Росавиакосмоса" на авиаремонтные работы и готов оснастить любой вертолетный парк аварийными радиобуями.

Установка радиомаяков на весь вертолетный парк России обойдется недешево. Например, самым массовым (и, как выясняется, одним из самых аварийных) вертолетом в России является Ми-8 - сейчас в стране эксплуатируется около 13 тысяч таких машин. Значительное их количество находится на вооружении армии, внутренних войск и пограничников. Если бы на правительственном уровне было принято решение об оборудовании этих машин маяками и один раз потрачено не менее 13 миллионов долларов (по одной тысяче на вертолет). Наверное, в будущем можно было бы сэкономить средства на дорогостоящих поисковых операциях. Однако главное - это бы и сберегло жизни пилотов и пассажиров (нередко потерпевшие авиакатастрофу гибнут из-за того, что помощь пришла слишком поздно).

"Мы о маячках только слышали, но сами не видели. Говорят, что все натовские вертолеты оснащены такими приборами, нам остается только мечтать о них, - заявили "Известиям" в штабе армейской авиации Сухопутных войск. - Такие радиомаячки нам были бы очень нужны, тем более в зоне боевых действий, например, в Чечне. Ведь чем быстрее найдено место катастрофы, тем больше шансов спасти экипаж. Вдруг они не смогли привести "Прибой" в действие - контузия, ранение, еще что-то. А с маячком спасательный экипаж найдет место и обеспечит эвакуацию моментально. Но денег даже на ремонт вертушек не хватает. Так что вряд ли в войсках в ближайшее время эти вещи появятся".

Вертолет Ми-6 скорее всего найдут в ближайшее время. Локатор, который МЧС отправило вчера на Таймыр, работает в диапазоне коротких волн, "видит" большую поверхность (до15 км) и различает контуры предметов. А также, в отличие от тепловизоров и телевизоров, может работать при любых погодных условиях - ему не страшен ни дождь, ни туман, ни снег. Но, вероятно, обнаружены будут лишь обломки машины и тела пассажиров и экипажа.

Зато в свое время сэкономили на установке спасительной аппаратуры...


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

СВОДКА С ДОРОГ РАЙОНА.

С 20 по 26 марта на территории Сормовского района произошло 4 дорожно-транспортных происшествия, в которых 4 человека получили ранения.

24 марта в этот день произошло 3 ДТП.