Новости arrow 2001 год arrow ВЛАСТЬ У НАС ДОЛЖНА БЫТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КРАСНОЯРСКОЙ.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


Отдых без забот.

МАЙКОП. 21 тыс. 250 юных жителей Адыгеи в соответствии с принятой президентом А. Джаримовым программой отдыха и оздоровления детей "Лето-2000" должны отдохнуть в пяти санаториях и девяти лагерях республики в течение лета. Но, как сообщили корреспонденту "КИ" в министерстве труда и соцзащиты РА, план скорее всего будет перевыполнен. Кроме того, в июне в республике отдохнуло 600 детей из Чечни - они восстанавливали силы на живописнейших горных турбазах "Романтика" и "Турист".


ВЛАСТЬ У НАС ДОЛЖНА БЫТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КРАСНОЯРСКОЙ. Печать
2.08.2001 г.

ВЛАСТЬ У НАС ДОЛЖНА БЫТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КРАСНОЯРСКОЙ.

На вопросы обозревателя "Красноярского рабочего" отвечает председатель Законодательного Собрания Александр УСС.

В ТИШИ ПАРЛАМЕНТСКИХ КАНИКУЛ.

- Александр Викторович, наступили парламентские каникулы, что особо запомнилось из работы властей в нынешнем году?

- Вычленить что-то отдельное, судьбоносное, что радикально повлияло бы на жизнь красноярцев, довольно трудно. Но я с удовлетворением констатирую, что в истекшем году - как в политическом, так и календарном - социально-экономическая и политическая атмосфера у нас стала все-таки более благоприятной. Это выразилось в том, что ликвидированы долги по зарплате, более или менее сносно по сравнению с предыдущими годами начала финансироваться социальная сфера.

Исполнительная и законодательная ветви власти много поработали и немалого добились в плане улучшения технического оснащения наших больничных учреждений, ремонта школ и т. д.

Очень далеко еще до того, какой мы хотели бы видеть в целом бюджетную сферу и жизнь красноярцев, но тем не менее позитивные сдвиги есть.

Если говорить о вещах чисто депутатских, я назвал бы, в частности, съезд депутатов Красноярского края, Он еще раз продемонстрировал наличие у нас традиций и серьезных намерений объединять депутатский корпус, выполнять координирующие функции и дальше. Серьезным моментом в жизни края, не очень заметным, может быть, но на самом деле моментом, который упорядочит наши отношения, упорядочит законодательную базу, явилось внесение изменений и дополнений в Устав края. Вы помните, что камнем преткновения являлись возможности Законодательного Собрания влиять на кадровую политику. Должен сказать, что особого желания порулить на поле исполнительной власти у депутатов не было и нет, но в то же время мы не могли остаться безучастными к той, на мой взгляд, пагубной кадровой политике, которая проводилась в течение трех лет.

Очень важными элементами в работе Законодательного Собрания были прежде всего экономические вопросы. В частности, мы настойчиво пытались каким-то образом нейтрализовать разрушительную деятельность энергетиков, что выразилось в целом ряде различного рода акций такого плана, как публичное слушание, принятие обращений к федеральным органам и ОАО "Красноярскэнерго", отчет заместителя губернатора А. Савина, который курирует этот вопрос. Логическим результатом всех наших усилий и, может быть, политическим итогом явилось принятие закона "О Региональной энергетической комиссии", в соответствии с которым, полагаю, население через своих депутатов может влиять на положение дел в энергетике.

Принят целый ряд законов, касающихся социальной сферы. Закон "О ветеранах Красноярского края" предусматривает целый ряд дополнительных по сравнению с федеральным законодательством льгот именно для наших ветеранов. У нас в одном из первых регионов России принят закон "О культуре", в соответствии с которым работникам культуры предоставлен ряд дополнительных льгот.

Закон "О социальном партнерстве" закрепил механизм формирования и деятельности специальных комиссий, которые должны искать согласие, компромисс между работодателями и работниками. Принят закон о компенсации заработной платы работникам бюджетных учреждений за несвоевременную выплату ее. Эта проблема очень актуальна, она, к сожалению, до сих пор еще остается. Принят закон "О высшем послевузовском образовании" и целый ряд социальных программ, о которых уже немало говорилось в СМИ. Словом, и в экономическом, и в социальном плане, и в плане государственного строительства Законодательное Собрание за истекший год сделало довольно много.

- Одним из серьезных камней преткновения между ЗС и исполнительной властью стал закон "О выборах". На последней сессии пришлось преодолевать губернаторское вето. Поясните, из-за чего сыр-бор загорелся?

- У меня создалось впечатление, что наши коллеги из исполнительной власти настойчиво подталкивали нас к принятию поправок, которые расходились с федеральным законодательством. Это затем могло послужить поводом для различного рода судебных обращений, а в итоге - к срыву выборов. Мы весьма настороженно относились и относимся к таким вещам, поскольку излишние скандалы в Красноярском крае, которыми он, увы, последние годы и так знаменит, нам не нужны.

- А какую оценку вообще вы могли бы вынести работе ЗС в целом?

- Можно было бы поставить большой плюс. И я готов был к этому, если бы не очень крупный просчет нравственно-политического плана, который произошел на последней сессии. Небольшая группа депутатов отказалась предоставить дополнительную пенсию выдающимся землякам - Виктору Астафьеву и Анатолию Чмыхало, что "прославило" наше Собрание не только в России, но и во всем мире. Надеюсь, что те, кто не допустил принятия решения о предоставлении пенсии, в значительной степени пересмотрели свою позицию, и нам удастся исправить эту ситуацию. Хочется верить, что эта ложка дегтя все же не испортит качество меда, наработанного и за три года, и за последний год в частности.

- Парламентские каникулы - это не просто отдых, а подготовка к завершению полномочий депутатов ЗС нынешнего состава. Какие документы вы намерены принять за оставшееся время? Примете ли бюджет на 2002 год?

- Считаю, что мы не должны прерывать нормальную работу Законодательного Собрания в связи с предстоящими выборами.

Абсолютное большинство наших депутатов - это люди, достаточно известные в крае, которым не надо тратить слишком много усилий на раскрутку, агитацию за себя. Население имеет более или менее четкое представление о том, кто может работать, а кто - только говорить. Поэтому я, например, настраиваю депутатов на то, чтобы мы до самой даты выборов не прерывали работу. Ближайшую сессию намерены провести уже в середине сентября. В целом же до окончания срока полномочий мы способны провести не менее трех полноценных пленарных заседаний. Должны выйти и на принятие бюджета 2002 года, тем более что год у нас в бюджетном отношении ожидается весьма непростым.

- Насколько законодательная власть края разделяет ошибки исполнительной власти? И каковы они, ошибки, на ваш взгляд?

- Каждая власть, и законодательная, и исполнительная, имеет свою компетенцию, соответственно каждая из них имеет успехи и недостатки. Но, как вы совершенно правильно заметили, есть общие проблемы, за которые мы несем ответственность вместе.

Если говорить о прошлом политическом сезоне, главным общим просчетом было принятие нереального бюджета на 2001 год. Как это получилось?

В свое время администрация края впала в явную эйфорию от того обилия денег, которое свалилось на край - не в результате усилий власти, а в результате того, что наши экспортно ориентированные предприятия, и прежде всего РАО "Норильский никель", получили явное преимущество в связи с известным кризисом и резко увеличили налоговые отчисления в бюджет. И у губернатора, и у его заместителя, отвечающего за экономику, возникла иллюзия, что и в текущем году все будет идти не менее успешно. Мы предупреждали их о том, что на самом деле это вряд ли повторится, что надо самим засучить рукава, а не ждать милостей от наших экспортеров, что, пользуясь этой финансовой ситуацией как передышкой, надо налаживать внутренние дела в крае, работу тех предприятий, на результаты которых мы можем влиять сами.

В частности, целый ряд наших депутатов, к их числу я отнес бы Вячеслава Новикова и Юрия Абакумова, категорически возражали против проекта бюджета, который нам был представлен, против обилия социальных программ администрации. На депутатский корпус в целом оказывалось мощное психологическое давление, в том числе и с помощью глав районов, руководителей таких ведомств, как здравоохранение, образование. Они говорили следующее: "Как же так, администрация хочет нам дать деньги, представляет такой серьезный бюджет, а вы собираетесь его урезать?!" Тем самым создавалось общественное мнение, что депутаты лежат каким-то бревном на пути доброй воли, проявляемой администрацией. Якобы в крае есть мешок с деньгами, а кто-то не открывает двери для того, чтобы им воспользоваться. И к сожалению, перед аргументами такого рода депутаты не устояли. Но наши худшие предположения сбылись, теперь становится очевидно, что бюджет оказался нереальным.

- Кто пострадает в первую очередь?

- В первую очередь окажутся разочарованными люди, которые рассчитывали на получение значительных финансовых вливаний.

Еще бы, у них есть конкретные планы, над ними они работали, привлекали каких-то партнеров, теперь же выясняется, что денег нет. Возьмем строителей. Они рассчитывали на определенные заказы, какие-то работы уже начали выполнять. Но совершенно очевидно, что значительная часть денег на все это не будет выплачена. Также много наобещали людям по социальным программам. Сегодня то же здравоохранение финансируется из рук вон плохо, деньги остаются порой лишь на выплату зарплаты.

В условиях нереального бюджета у исполнительной власти появляется возможность... избирательного финансирования. Наше здравоохранение сегодня финансируется лишь на 10 процентов от реальных потребностей. А вот что касается расходов на управленческий аппарат, то здесь все в порядке - он финансируется по полной программе. То есть в этой ситуации резко уменьшаются возможности контроля со стороны депутатского корпуса за сбалансированным финансированием.

Это, повторяю, наша главная общая ошибка.

- Насколько цеховые интересы в ЗС превалировали над общими?

- Проявление цеховых интересов, как вы выразились, это вполне закономерное дело. Речь, скорее всего, идет о работе тех депутатов, которые возглавляют профильные комиссии: по образованию, культуре и т. д. Ну кто, как не они, должны лоббировать (в хорошем смысле слова) интересы отраслей?! Не могу не отметить активность Светланы Михайловны Андроновой, к примеру, которая бьется не на жизнь, а на смерть за интересы своих избирателей, педагогов. Ее, как говорится, в дверь выталкиваешь, а она в окно забирается. Можно соглашаться или не соглашаться с ее предложениями, но ее активность в этом направлении заслуживает всяческой поддержки и поощрения.

Важно, чтобы само Законодательное Собрание было сбалансированным, чтобы оно представляло интересы всех слоев населения, и тогда у нас просто-напросто не будет перекосов.

ТУПИКИ И ПРЕДБАННИКИ.

- Краевая собственность перетекает в руки в основном московских компаний. Примеров тому у нас предостаточно:

"Красфармой", Ачинским НПЗ управляют из-за пределов края.

Хорошо это или плохо? Если плохо, то что делает ЗС, чтобы воспрепятствовать этому?

- Я исхожу из простой мысли, что лучше учитывает краевые интересы тот, кто живет и работает здесь. Поэтому моей исходной предпосылкой, исходным тезисом в ответе на этот вопрос является следующее: желательно, чтобы красноярскими предприятиями управляли и владели те, кто здесь живет. Но, к сожалению, жизнь есть жизнь, если мы вступили в эпоху рыночных отношений, где есть вопросы интеграции, перетока капитала, конкуренции, то с этим нужно считаться. Поэтому сам по себе приход сюда крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) не всегда можно считать явлением отрицательным. Это ведет к оживлению производства, появлению новых рабочих мест, повышению зарплаты и т. д.

Но я категорически против того, что наши лучшие предприятия фактически скупаются за бесценок ФПГ, которые находятся далеко от енисейских берегов. Причем покупают их зачастую не для того, чтобы улучшить работу, оживить их, а чтобы перепродать, используя различного рода механизмы вплоть до банкротства. Это сопровождается массовым сокращением людей на предприятиях, свертыванием социальных программ, наплевательским отношением к вопросам экологии.

Механизмов предотвращения такой практики, в принципе, существует много. Прежде всего, для того чтобы проводить политику, отвечающую красноярским интересам, управлять краем должны люди, имеющие красноярскую душу или, по крайней мере, красноярскую прописку. Поэтому поводом для самых серьезных дискуссий, разногласий с администрацией края и была кадровая политика. Могу сказать, что благодаря усилиям Законодательного Собрания наш край покинули такие личности, как Гончарова, Вернер, Петрушко. С именем последнего, думаю, связан уход из Красноярска и "Красфармы", и нашей угольной промышленности, которая целиком была продана по цене одного элитного дома в Москве. Если у руля будут стоять люди иного плана, люди, намеревающиеся здесь работать не вахтовым методом, не для того, чтобы конвертировать власть в деньги, а думающие о будущем края, то отрицательных примеров такого рода у нас будет гораздо меньше.

Хочу напомнить, что в этом смысле Законодательное Собрание помимо кадрового давления предпринимало и иные шаги. Именно депутаты стали инициаторами обращения в Генпрокуратуру в связи с продажей "Красноярскугля", возбуждено уголовное дело.

Мы сейчас наблюдаем за тем, чем это закончится.

Серьезным шагом является принятие закона, согласно которому кандидатуры представителей краевой власти в акционерных обществах с долей краевой собственности теперь согласуются с Законодательным Собранием. То есть здесь стало больше света.

Совершенно понятно, что если человек имеет рычаги влияния на конкретное предприятие, то он может элементарно повлиять на его судьбу, привести его к банкротству, а затем продать с молотка. В том числе и структурам, находящимся в других областях, краях и даже за границей. Я просто был удивлен тем, с каким упорством нам не давали принять этот закон, мы были вынуждены дойти даже до Верховного суда, но свое право отстояли.

Я как председатель Законодательного Собрания обращался в Мингосимущество, когда у нас стала реальной перспектива продажи государственного пакета акций (50 процентов) "Красноярских авиалиний", находящихся в федеральной собственности. У меня появилась информация, что этот пакет хотят купить представители московских структур, которые вообще не имеют никакого отношения к авиации. Государство должно иметь влияние на эту важную отрасль. Если же продажа неизбежна, то условия ее должны быть сформулированы таким образом, чтобы этот пакет был приобретен красноярскими предпринимателями, красноярскими предприятиями, имеющими отношение во всяком случае к транспорту, а желательно - к авиации вообще.

Серьезным рычагом в борьбе за краевую собственность стала наша принципиальная позиция в отношении ОАО "Красноярскэнерго". Я неоднократно подчеркивал, что энергетики должны работать для наших предприятий, а не наши предприятия - для благополучия энергетиков. И если нам удастся, опять же через влияние на РЭК, повлиять на положение дел в этой сфере, то, считаю, это позволит оздоровить финансовое положение на многих предприятиях и, соответственно, избежать процедур банкротства, а фактически - захвата собственности.

- Есть ли будущее у "Союза красноярцев"?

- Я полагаю однозначно, что будущего у него нет. "Союз красноярцев" может существовать теоретически в двух формах, то есть его предназначение может быть двояким. Первое - как некая политическая структура, которая может сыграть свою незначительную роль на нынешних выборах. На самом же деле федеральный закон о партиях говорит о том, что политическими операторами могут быть только федеральные партии. Поэтому те, кто считал "СК" политической структурой с далекими перспективами, явно поторопились. Теперь есть соответствующий запрет. Естественно, можно создавать всякого рода союзы, объединения, которые будут выполнять консультационную роль, служить своего рода "предбанником" власти. Но власть таким образом не должна снимать с себя ответственность за состояние дел в крае.

Председателем "СК", в узком смысле этого слова, является губернатор. У него и без того есть замы, есть штат, аппарат, у него есть, наконец, помещения и деньги. Поэтому за положение дел отвечает он, отвечает и Законодательное Собрание, естественно, в пределах своей компетенции, и нам не надо размывать ответственность. А если нужно привлечь общественность, то мы всегда с удовольствием это делаем. В частности, у нас есть экспертный совет, куда входит значительная часть тех специалистов, которые представлены и в "СК". Мы привлекаем членов экспертного совета для оценки конкретных проектов законов, для внесения предложений, но делаем это без всякой помпы. Мне кажется, что создание "СК" - это скорее не работа, а игра в работу. Инициаторы создания названного объединения отлично сами это понимают, поэтому игра ведется без особого внутреннего подъема и энтузиазма.

- Бомбой стало оглашение опыта работы АПК Орловской области.

Но Валерий Сергиенко, координатор "СК", утверждает, что подобная программа у нас есть.

- Такого рода бомб в крае существует очень много. Мы можем съездить, к примеру, в Иркутскую область и посмотреть, как там работает лесной комплекс. Он фактически восстановил доперестроечные объемы. Мы же продолжаем падать. Не надо посыпать голову пеплом, не надо говорить на каждом углу о том, какие мы плохие, но и нельзя замалчивать, что по многим позициям мы просто проваливаемся. Надо больше смотреть на то, что делается вокруг, перенимать и внедрять у себя. Это моя позиция.

Что же касается Орловской области и наших успехов в сельском хозяйстве, то говорить здесь о каком-то сравнении просто смешно. Орловская область за прошлый год имеет более 40 процентов прироста производства в сельском хозяйстве, там нет умирающих сел, там за один год построено для селян более 5 тысяч единиц элитного жилья, там нет запивающихся деревень; там есть современная индустрия, идущее вперед сельское хозяйство. Что касается Красноярского края, можно спорить о наличии или отсутствии программы, но надо посмотреть на результат. Мы только за прошлый год вырезали 17 тысяч дойных коров, за шесть месяцев этого года вырезали 8 тысяч. Вот вам и программа. На сегодня, мне кажется, очень много слов, но даже за ними я не почувствовал понимания того, что можно реально сделать на селе. И самое главное - в руководстве сельским хозяйством края я сегодня не вижу людей, которые могли бы серьезно взяться за улучшение положения дел в АПК.

- Губернатор Таймыра решил сделать рокировку в налоговых отчислениях Норильского ГМК в бюджеты в пользу своего округа и в ущерб бюджету края. В этой связи мне вспоминается заявление заместителя губернатора Людмилы Селивановой в ЗС, что свои отношения с ГМК администрация края строит на личностных принципах, а, замечу, не на правовых. И если госпожа Селиванова вдруг по каким-то причинам уйдет из края, то населению будет очень плохо. Но, как видим, подобное может случиться и без ее ухода.

- Эта фраза фигурировала уже во многих комментариях. Думаю, это отражает уровень профессионализма людей, которые полагают, что отношения, цена которым - многие миллиарды рублей, можно строить на улыбках и букетах цветов. За этим должна быть серьезная фундаментальная работа, подкрепленная документами, конкретными актами и другими солидными вещами.

Однако, несмотря на наши неоднократные предупреждения, люди, отвечающие в администрации края за отношения с Норильским промышленным районом, проморгали регистрацию горной компании на Таймыре. Они не сделали ряда важных шагов, о которых я сейчас не буду говорить, применительно к конструированию власти в самом Норильске, они полагали, что такими вот неформальными отношениями можно сдерживать ситуацию. То, что сегодня начинает развиваться, - это плод недальновидности некоторых чиновников. Остается только надеяться, что переговоры, которые начал губернатор края, дадут реальные результаты, что он найдет возможности и силы положить эти договоренности на язык документов, статус которых будет незыблемым. И проблемы будут решаться не по-детски, а по-государственному.

ВЕРТИКАЛЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

- Как вы относитесь к стремлению президента РФ Владимира Путина укрепить вертикаль власти?

- В высшей степени позитивно. И уже потому, что еще в период полномочий Б. Ельцина я неоднократно озвучивал (и с разных трибун, и в прессе) необходимость создания института федеральных вмешательств и пагубность порочной практики, которая сложилась у нас в государстве - торговать самим государством, торговать полномочиями государства. Что особенно касалось наших национальных республик. И сегодня, когда Путин укрепляет федеральные органы власти, когда он провел в жизнь целый пакет законов, способных поставить в определенные рамки и губернаторов, и власть представительную, я думаю, что это пойдет только на пользу. На мой взгляд, в некоторых вещах надо двинуться еще дальше. В частности, надо идти на то, чтобы представилась возможность тем же самым субъектам Федерации объединяться, если это необходимо, если некоторые из них продемонстрируют свою экономическую несостоятельность. За примером далеко ходить не надо, возьмем Усть-Ордынский округ, который без Иркутской области жить не может.

Считаю, что есть определенные основания задуматься над тем, правильно ли, что тот или иной субъект Федерации, с одной стороны, входит в состав края, а с другой -является самостоятельным. Здесь тоже надо осмотреться. На мой взгляд, президенту нужны и более конкретные рычаги воздействия на законодательную власть, на губернаторов. Сегодня, к примеру, предусматривается возможность отстранения того или иного губернатора от должности за нарушение законов. Но почему мы должны всегда дожидаться какого-то нарушения? А если человек действует в пределах закона, но просто не может работать?

Если он при помощи популистских лозунгов и обещаний взял власть, которой он недостоин? 4 или 5 лет затем ждать, чтобы поправить эту ошибку?!

Если мы конкретного руководителя предприятия можем отстранить за профессиональные ошибки, за его некомпетентность, достаточно только собрать собрание акционеров, допустим, и переизбрать, то почему руководителя региона делаем неприкосновенным? Я предлагал давно и повторяю это вновь:

можно было бы дать президенту право проявлять инициативу выходить на референдум к населению с предложением освободить того или иного руководителя от должности, независимо от того, совершил он нарушение закона или нет. И если президент прав, народ его поддержит, если не прав, он ему откажет. Но учитывая то, что президент окажется в такой ситуации, думаю, что он будет пользоваться этой инициативой крайне осторожно, крайне редко.

С другой стороны, витающая сейчас в наших политических кругах мысль о необходимости перехода к практике назначения губернаторов является неправильной. В этом случае мы взваливаем всю ответственность на президента, а с другой стороны, снимаем ответственность за собственное положение с населения. Население само должно определяться, кого выбрать, само в значительной степени определяет свою судьбу.

- Грустно, поди, расставаться с коллегами по Законодательному Собранию? Намерены ли вы баллотироваться в ЗС края, или у вас другие планы?

- Понимаете, я ценю людей не по должностям. И с теми, к кому отношусь с симпатией, с уважением, а их абсолютное большинство среди тех, кто меня окружает и окружали, человеческих отношений никогда не теряю. И поэтому грусти, о которой вы сказали, не испытываю. Что касается моих планов, то я твердо намерен баллотироваться в Законодательное Собрание. Может, это кому-то покажется излишним, так сказать, пафосным выражением, но я чувствую свою ответственность за будущее той земли, где родился и где намерен жить. Я исхожу из того, что если уж ФПГ у нас могут быть чужими при определенных условиях, то власть должна быть исключительно красноярской. ФПГ и приходящие к нам предприятия могут торговать углем, алюминием и иной продукцией, а чужая власть может торговать только интересами самих красноярцев. Поэтому я пойду в Законодательное Собрание сам и буду поддерживать тех, кто разделяет такую идеологию.

- И последний вопрос: так это или не так, но мне кажется, что вы, Александр Викторович, в своих выступлениях стали более открытым. Линия ваших суждений стала четче вырисовываться.

- Знаете, мне эти три с половиной года дались все-таки нелегко, поскольку у меня всегда были личные суждения. Но в силу своей должности эти личные суждения очень часто, даже в большинстве случаев я обязан был оставлять при себе. Срок полномочий Законодательного Собрания истекает, считаю, что свою роль как спикер, который говорит прежде всего от имени всех депутатов, и в этом смысле его позиция является обобщающей, я выполнил. Сегодня эта необходимость уже отпадает. Уверен, что Законодательное Собрание доработает как единый коллектив до окончания срока своих полномочий, и я просто обязан, имею право сказать людям то, что думаю.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

Цитата на 1-ю полосу.

В действительности все иначе,

чем на самом деле.

"Ситуация не так хороша, как это может показаться по данным статистики".

(Владимир Рыжков, 1-й вице-спикер Госдумы, на пресс-конференции 16 февраля).