Новости arrow 1998 год arrow Минфин приковал регионы к казначейству.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


СОБЫТИЕ ДНЯ.

СЕРГЕЙ ПЯТАКОВ.

9 августа. В Москве у памятника Петру I отметили годовщину первой морской победы российского флота у мыса Гангут.


Минфин приковал регионы к казначейству. Печать
10.12.1998 г.

Минфин приковал регионы к казначейству.

Межбюджетную реформу правительство начало с самых бедных.

Правительство России намерено со следующего года перевести на казначейскую систему исполнения бюджета 15-20 высокодотационных регионов. Данная мера является одной из частей принятой правительством программы реформирования системы межбюджетных отношений.

Эта программа была принята еще правительством Кириенко в конце июля. Но тогда планировались значительно более жесткие меры - на казначейскую систему исполнения бюджета должны были перейти не только высокодотационные, а вообще все регионы. Система была практически готова - отделения Федерального казначейства открылись во всех регионах, кроме Татарии и Чечни.

Неудивительно, что правительство Кириенко, по крайней мере в последний период своего существования, не пользовалось особой популярностью в Совете федерации. Введение казначейской системы и в самом деле было бы крайне неприятно для большей части губернаторов, так как она практически лишает их финансовой самостоятельности. Или во всяком случае серьезно ее ограничивает.

Дело в том, что казначейство отпускает деньги непосредственно бюджетополучателям, причем только по заявкам на конкретные расходы (выплата зарплаты, покупка оборудования и т.п.). К тому же начальник управления Федерального казначейства формально абсолютно независим от местных властей. Он не входит в состав администрации и подчиняется напрямую Москве.

На первый взгляд подобная реформа была только на руку местным властям. После того как их деньгами взялись бы распоряжаться федеральные власти, они и в самом деле оказались бы виноватыми в задержках зарплаты. Однако на деле после отлучения губернских властей от финансовых потоков суммы невыплаченных зарплат могут и сократиться.

По условиям соглашений Минфина с регионами последние при наличии задолженности по оплате труда обязаны в первоочередном порядке направлять бюджетные средства на выплату зарплаты, не допуская их использования на другие цели. Однако, по результатам проведенного министерством анализа обеспечения выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы за 10 месяцев 1998 года, выяснилось, что 17 регионов не полностью направили трансферты на выплату текущей зарплаты. В частности, Республика Адыгея из полученных трансфертов в сумме 274,7 млн рублей направила на зарплату 230,6 млн рублей, Республика Бурятия: из 539,1 млн - 338,2 млн рублей, Алтайский край: из 1,0055 млрд - 755 млн рублей, Магаданская область: из 239 млн - 139,7 млн рублей.

Причина, конечно, не в саботаже местных властей. Вследствие своей низкой платежной дисциплины большая часть российских регионов может занимать деньги на текущие нужды (в случае, например, кассового разрыва) только на особых условиях. Так, например, довольно популярной в последние годы стала схема кредитования под залог трансфертов Минфина. Банк - чаще всего московский - выдавал региону кредит, а после выделения тому трансферта через "своего" человека в министерстве контролировал возвратность средств. В итоге регионы, занявшие таким образом деньги, технически не могли отправлять на погашение долгов по зарплате все полученные из Москвы деньги.

Видимо, наличием у регионов большого количества взятых под трансферт долгов объясняется отчасти некоторое смягчение политики правительства, решившего перевести на казначейскую систему не 87, а лишь 15-20 регионов. В случае перевода в казначейство бюджетов всех субъектов федерации их долги банкам моментально становятся практически невозвратными. Это в условиях бушующего банковского кризиса могло бы нанести еще один тяжелый удар отечественной банковской системе.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

Россияне сядут за протокол.

23 января Российская рабочая группа по вступлению во Всемирную торговую организацию планирует начать работу над протоколом о присоединении к ВТО. В самом общем виде она может быть завершена уже к концу этого года, но российские переговорщики не исключают, что обсуждение многочисленных приложений к протоколу (например, тарифного соглашения о ставках импортных пошлин на иностранные товары) может затянуться на больший срок.