Новости arrow 2001 год arrow Игра, идет игра, или Взгляд изнутри и со стороны.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


ЗАВТРА НА БАЗЕ ОБЛАСТНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРОФСОЮЗОВ…

Проводит его областная организация профсоюза работников здравоохранения. Тема семинара - "Мотивация профсоюзного членства и заработная плата работников здравоохранения", сообщает пресс-центр ФПОК.


Игра, идет игра, или Взгляд изнутри и со стороны. Печать
7.04.2001 г.

Игра, идет игра, или Взгляд изнутри и со стороны.

I. Сам о себе.

Честно говорю: не знаю, с чего начать этот непростой, чрезвычайно важный диалог, который я все-таки рискну затеять с моими уважаемыми коллегами из областного драматического театра...

Тешу себя надеждой, что имею право называть работающих ныне в театре артистов своими коллегами, так как в недалеком прошлом был там режиссером-постановщиком...

Напомню спектакли, которые мне удалось создать на сцене облдрамтеатра в содружестве с блестящими, жадными до работы, готовыми на любой, даже самый рисковый, эксперимент артистами Л.Филипповой, Н.Скрябковой, Б.Чумичевой, А.Михасиком, А.Леонович: "Коммунист", "Мать", "Дорогая Памела", "Все о женщине", "Богатые невесты", "Скамейка".

II. Как это было, или "Режиссеров не едим".

По-разному складывались тогда личностные и творческие контакты: не всегда и не все шло гладко, как по маслу. В театре никогда не бывает как по маслу, там большей частью трудно...

Помнится, скажем, и такое... Готов схватить себя за голову, плюнуть на все и бежать куда глаза глядят, готов по-волчьи взвыть от отчаяния и завершить изнуряющий, изматывающий душу диалог с артистом, от репетиции к репетиции вольготно разгуливающим, засунув руки в карманы брюк, по сценической площадке и упорно, настойчиво гундящим одно и то же: "Не понимаю, что вы от меня хотите!.. Не по-ни-ма-ю!".

Смотрю ему в глаза и вижу: все понимает и, если бы захотел, великолепно реализовал бы предложение режиссера с присущим для него блеском; однако он настроен на то, чтобы помордовать режиссера, заставить его бояться, трепетать перед ним и восторгаться вовсе не его одаренностью (а он, безусловно, одаренный человек и звание заслуженного артиста республики получил по существу), а его омерзительностью, которую он совершенно сознательно демонстрирует, его готовностью пойти на все, чтобы добиться своего...

Это все происходило на первых репетициях первого моего спектакля "Коммунист" на сцене облдрамтеатра. Именно так один из представителей "элитной" группы артистов пробовал "на зубок" нового режиссера, о котором ничего еще не знал:

кто он, что знает, что умеет, может ли "держать удары". Но он знал главное: этот режиссер приглашен на работу не ими, а областным управлением культуры и, стало быть, не свой человек - надо дать ему понять, кто в театре хозяин, и, если поймет, что к чему, соответствующим образом выдрессировать...

Я не мог этого допустить, потому что перед глазами стояло все, что произошло на худсовете театра с главным тогда режиссером Александром Поповым.

С А.Поповым я познакомился в Ленинграде, в творческой лаборатории Г.А.Товстоногова, куда приглашались наиболее перспективные молодые главные режиссеры. Великий Товстоногов на наших тренингах, касающихся творческих процессов, методологии формирования экономики театра, работы с артистами, с авторами, больше, чем другими, интересовался А.Поповым, обращался именно к нему, затевал микродискуссии именно с ним, интересовался его мнением по поводу самых разных рассматриваемых проблем. И каждый раз не скрывал своего весьма и весьма приятного ощущения от общения с этим интеллигентным, с хорошими, умными глазами молодым главным режиссером.

Я прибыл в Вологду за несколько дней до злосчастного заседания худсовета театра и сразу же направился в кабинет главного режиссера. И увидел перед собой уставшие глаза человека, которого, как я потом понял, уже добивали молодцы-"элитники".

А потом произошло то, что произошло. Даже я, видавший на своем творческом пути всякое, был настолько потрясен, что меня еще долго колотило, как в лихорадке; запершись в своей квартире, я не мог спать.

...Главный режиссер театра успел произнести лишь несколько слов; его грубо прервали и набросились на него, выплевывая ему в глаза самые оскорбительные, самые омерзительные ругательства, какие только можно выудить из пораженного недугом мозга. Кто-то из буйствующих бросился к его столу, грудью навалился на письменный прибор, приблизил свое лицо к его лицу и, глядя в глаза совершенно растерявшегося человека, брызжа слюной, рычал, именно рычал, потому что слов-то разобрать было невозможно. Не было разговора о репертуаре, о театре вообще - запомнились обезображенные ненавистью физиономии и хриплые, вибрирующие голоса...

Это были уже не люди - по современным понятиям, "братва", "отморозки", безжалостно уничтожающие очень порядочного, одаренного молодого человека, оказавшегося по своим моральным, этическим и эстетическим принципам "лохом" не их крови, не их мировоззрения. Он раздражал их интеллигентностью, принципиальностью, непродажностью; и он не умел и не позволял себе прибегать в работе с коллективом к методам, которыми пользовались они, не умел стравливать одних с другими, не заводил вокруг себя "стукачей", не ставил перед собой задачи "разделять и властвовать". Он хотел просто работать - честно, одинаково внимательно со всеми, опираясь на тот арсенал знаний и умений, которыми располагал. И был совершенно беззащитным в разборках подобного рода.

Через короткое время последовали гастроли в Челябинске, и там А.Попов узнал, что его освободили от должности.

Шли репетиции "Коммуниста", мой "оппонент", раскинув пальцы веером, выводил свое "не по-ни-ма-ю". Отчаявшись, я проделал с ним нечто подобное тому, что они устроили Попову: кричал, что он бездарен, отвратителен, омерзителен, что я морально уничтожу его, если с завтрашнего дня он не станет появляться на репетиции в рабочем состоянии.

К чему я все это говорю? Почему акцентирую внимание именно на этом эпизоде, очевидцем и участником которого пришлось быть? Это моя реплика Н.Капинус, заведующей литературной частью театра, на ее слова: "Вологодский театр... не пожирает главных режиссеров, их было море, и сейчас они не нужны!".

Вот так, уважаемые господа! Ну что может быть циничнее, наглее, абсурднее! Капинус-то, в соответствии со штатным расписанием, является помощником главного режиссера по литературной части, и главному режиссеру дано решать, нужен ли ему такой помощник.

Когда я работал в драме, иногда забегал к ней в кабинет и просил что-нибудь посоветовать относительно интересной пьески, что-нибудь из новенького, свеженького. Она тут же залезала в свои шкафчики и из кипы макулатуры непременно доставала и предлагала каждый раз одно и то же:

украинскую комедию "За двумя зайцами". Потом я отказался от попыток серьезно поговорить с ней о репертуаре, однако с любопытством ждал: кому же она все-таки втюрит своих "зверюшек"?

III. Все годы на ковре...

Капинус не претендует на полное, исчерпывающее творческое руководство театром, она ведь знает, что где-то там, в директорском кабинете, восседает гигант от режиссуры господин Метелица. А "гигант" придуривается на страницах газеты, кривляется, будучи глубоко уверенным, что ему почему-то позволительно все: "Я коверный, я заполняю паузу.

Половина моих постановок вынужденные"... Ничего себе ситуация! Пауза-то, в пределах которой шалит и резвится "коверный", затянулась вот уже на многие годы!

И, вероятно, подобного рода "пауза" продлится еще долгое время - независимо от того, появится кто-нибудь из главных в театре или не появится, ибо господин "коверный" многозначительно пророчит:

"Главный режиссер в Вологде может появиться, но появится ли с ним театральное дело?" Рискну напомнить: театральное дело на вологодской сцене появилось более 150 лет тому назад, а вот театр как творческий организм, в том понимании, каким он действительно должен быть, не появится в Вологде до тех пор, пока сам Метелица не исчезнет из поля зрения вологжан.

Можно ли предположить, что директор В.Метелица, такой, каким мы его знаем, что зав. литературной частью театра Н.Капинус, актер икс, о котором говорилось выше, и им подобные допустят, чтобы в театр вошел умный, талантливый, творчески одаренный, дерзкий, хорошо знающий свою профессию специалист и начал бы строить театр, о котором он, талантливый человек, мечтает всю свою сознательную жизнь, - иначе зачем же ехать талантливому человеку в Вологду? Вероятно, только лишь затем, чтобы получить возможность наконец-то осуществить свою мечту. Допустит ли Метелица такой вариант?

Никогда!

Он ведь как витийствует? "Мне нужен главный режиссер, но помощник, у которого состоялся бы роман с коллективом"... Заметьте: не театру, не труппе, не вологжанам!

Несколько ранее мне попала в руки газета, где господин Метелица порассуждал о том, каким ему видится главный режиссер. Он, видите ли, никому из кандидатов на эту должность не доверяет ни на грош: кто-то из них прибывает сюда лишь потому, что рядышком Москва, кто-то лишь для того, чтоб хапнуть квартирку и умыкнуть ее, другие еще из каких-то там корыстных побуждений: звания, привилегии. В общем, слетаются сюда якобы одни авантюристы.

А директору хотелось бы, чтоб кандидат на должность главного режиссера сразу же стал доказывать ему, Метелице, что он хороший дядя и абсолютно честен в своих вожделениях по отношению к вологодскому театру и, конечно же, к самому Метелице. Для этого неплохо было бы ему, кандидату, отказавшись упоминать о приличном жилье, поселиться где-нибудь за кулисами, похрапывать на раскладушке, питаться лапшичкой быстрого приготовления и, бродя по гулким коридорам театра, жаждать только одного:

встретиться невзначай с самим "классиком", заглянуть ему в глаза и томно выдохнуть: "Все ли я сделал, всесильный, чтоб попасть в помощники тебе?".

Интересно другое: сам-то директор, когда прибыл сюда "священнодействовать", кому-нибудь из вышестоящих доказывал, что он хороший, спал за кулисами, питался ли лапшичкой, отказался ли от квартиры? Да вроде бы нет. Сразу же получил, что положено. А театр исковеркал, изуродовал.

Лежат передо мной газетные листы, на которых запечатлены все батальные события, происходящие в театре. Снимаю шляпу перед корреспондентом Наталией Серовой, рискнувшей всерьез сшибиться с хитрыми, тонкими в своем искусстве оболванивать оппонентами, не побоявшись всякого рода последствий, разборок.

Следует ведь подумать и о том, что раз уж господин Метелица столь смел и откровенен в своих намерениях на дальнейшее, стало быть, его уверенность в неуязвимости на чем-то основывается?

На кого-то он надеется, в ком-то он уверен - вероятно, в том, кто позволял ему все. Ведь не на необитаемом острове расположен вологодский театр!

Вся эта свистопляска под названием "Коверный тешится, заполняя паузы" длится не один год. Что, никто ничего не видел, никто ничего не слышал - и те, кому положено видеть и слышать, просто ни черта не понимают в таких вопросах, как творческий организм, специфика театрального искусства?

IV. Что такое хорошо и что такое плохо?

Любые аргументы берутся за основу тогда, когда король-то голый. Понимаете ли, голый!

Когда я говорю о том, что представляет собой директор, я сужу о нем не по газетной абракадабре, которой он напичкал "прессу", я просто его хорошо знаю. Главный его тезис таков: есть народные артисты и артисты народные, т.е. не титулованные официально, а являющиеся таковыми по сути. Так же, как есть назначенные художественные руководители, а есть художественные руководители театра, которые являются таковыми по сути, хотя официально и не назначены, как он, Метелица. Доказывая эту истину, он и развивал свою опьяняющую версию: он тянет все на себе один, абсолютно один. И свои спектакли ставит, и переделывает все спектакли, поставленные другими режиссерами, постольку, поскольку они, как правило, несостоятельны по вкусу, по художественному уровню, по качеству актерских работ.

Какая-то каторга для порядочного и талантливого человека, добровольно взвалившего на свои плечи невыносимо тяжкий груз свалившегося на него театрального дела, которому он тем не менее никогда не изменит. И, доказывая свою состоятельность, яростно громит Б.Гранатова и все, что делается в его Театре для детей и молодежи.

Встретившись с директором, я напомнил ему, что, когда я работал в Куйбышевском академическом театре, в свободные между сдачами в своем театре моменты я иногда ставил разовые спектакли в Куйбышевском ТЮЗе, в котором В.Метелица, тогда еще молоденький красавец, был занят у меня, при этом совсем не демонстрируя хотя бы малейшие признаки какой-то актерской оснащенности.

Снимая шляпу перед Наталией Серовой, ее и человеческой, и профессиональной озабоченностью состоянием вологодского театра, все-таки подумал:

как наивен бывает человек, когда готов расшибить лоб во имя святого дела! Чего она, самоотверженная, добивается? Как я понимаю, чтобы в театре наконец-то появился главный режиссер? В таком случае могу поздравить ее, процитировав ее же "печатные" слова: "В.Кудрявцев сообщил, что разработано положение о конкурсе на замещение вакантной должности главного режиссера Вологодского драматического театра и передано на рассмотрение первому заместителю губернатора И.Позднякову. Значит, перемены будут". Но вы же сами, уважаемая обозреватель, совершенно точно подметили: "Все сейчас боятся перемен, потому что наши перемены пока чаще к худшему, чем к лучшему..." Ну, пожалуйста, поразмышляйте...

Допустим, что какое-то там положение о конкурсе будет утверждено, конкурс будет проведен, определится победитель, этот победитель будет приглашен в Вологду, и что? В какую "творческую" атмосферу он сразу же попадет, в чьих окажется объятиях?

Напомню вам строки Н.Капинус: "Это письмо было зачитано на общем собрании коллектива театра и одобрено большинством голосов". Понимаете?

Большинство присутствовавших при чтении этого "послания", как утверждает Капинус, поддерживают все, что происходит в театре... Поддерживают директора и все его действия, направленные на создание театра для себя и своих "единомышленников", поддерживают Капинус, утверждающую, что главных режиссеров ей не надо;

поддерживают, поддерживают, поддерживают!.. И вот в эту-то возбужденную и встревоженную происходящими событиями ватагу швырнут вновь испеченного главного, отдав его им на растерзание?

Уверяю вас, самый отважный и дерзкий главный сможет продержаться там год-два, не более... А далее последует очередной взрыв, похлеще того, что происходило с А.Поповым!

Как вы думаете, уважаемая обозреватель, для чего затеяна вся эта трескотня с "конкурсом на вакансию"? Во-первых, для того, чтоб поскорее утихомирить общественность и тех, кто затевает околотеатральные интриги... Интриги, оказывается, свирепствуют не в самом театре, а около него... А во-вторых, и это самое главное, Метелица остается на своем месте. Не отдадут они его, госпожа Серова, ни за что не отдадут. Он давно уже свой, все они в одной колоде дружно, согласованно шелестят, шелестят, шелестят...

V. Советы постороннего.

Н.Капинус в своем письме, адресованном вам, пишет:

"Значит ли это, что у нас нет недостатков? Конечно же, есть. И нам нужен умный, профессиональный критический разбор наших спектаклей, нашей работы.

Нам нужен "взгляд со стороны".

Пожалуйста, могу предложить себя в качестве "взгляда со стороны" Нужен совет? Будьте добры, получите. Если действительно постараться решить проблему Вологодского театра драмы, надо избавить его от вечных битв директоров и главных, от битв, которые развращают артистов, разрушают их человеческий и творческий потенциал, вынуждая, с расчетом на удачный выбор лидера, одних сражаться за директора, других делать свою ставку на главного.

Так вот, для того, чтобы спасти театр, прежде всего необходимо изгнать из него нынешнего директора. Следует немедленно издать соответствующий приказ об упразднении в штатном расписании театра должности директора и главного режиссера, введя в это штатное расписание единицы художественного руководителя театра и директора-распорядителя. Следует определить срок в шесть месяцев, за который и художественный руководитель, и творческий состав, работая, присматривались бы друг к другу, пытаясь услышать друг друга, понять, соответствующим образом настроиться. А через шесть месяцев художественный руководитель должен иметь право тем артистам, которые не пожелают стать его единомышленниками, предложить покинуть театр. Но такого казуса не произойдет!

В качестве "взгляда со стороны" предлагаю чуть-чуть привстать на носочки и заглянуть на соседнюю улицу, где находится вологодский Театр для детей и молодежи.

VI. Гранатов как зеркало театрального дела.

Когда-то Вологде и ТЮЗу крепко повезло - туда пришел Б.А.Гранатов. И стал художественным руководителем - одним в двух лицах: он - директор, он же главный режиссер, и артистам как-то не с руки бегать жаловаться Гранатову-директору на Гранатова - художественного руководителя.

Борис Александрович талантлив и как театральный экономист, и как режиссер-постановщик...

Гранатов-директор отлично понимает, что от результатов его стараний зависит, сможет ли Гранатов-режиссер обеспечить в полном объеме творческий процесс. Гранатов-директор "пашет" во все лопатки, а Гранатов-режиссер может позволить себе устроить для спектакля любые костюмы и оформление к спектаклям, необходимое по замыслу.

У него есть хорошо продуманная репертуарная политика, дающая возможность артистам, получая в руки отличный авторский материал - Гоголь, Горький, умница Горин, - творчески совершенствоваться, расти, мужать, как говорится, "рваться ввысь".

Когда-то я работал в этом театре главным режиссером. Многих актеров там я хорошо знаю.

Сейчас, наблюдая за ними, по-хорошему завидую и совершенно искренне радуюсь. Вижу лица А.Павельева, А.Межова, К.Осиповой по телевизору.

Нет затравленности, озлобленности, нервной вздернутости. Я увидел глаза людей, хорошо понимающих, что они любимы зрителями, в полной мере востребованы, их ждут на сценической площадке и они не обманывают ожидания своих поклонников.

Именно это является определяющим для меня в попытке по-настоящему понять все то, что делает с театром Гранатов.

А удивляет вот что: как же это департамент культуры, видя, как динамично и ярко работает один театр, может допустить, чтобы другой, как говорится, "старший брат", изо дня в день деградировал, разрушался, засыхая на корню?

Неужели не поймут, в каком направлении следует действовать, пытаясь вдохнуть в вологодскую драму свежие силы, реанимировать ее? Неужели во имя каких-то там "уважений" и "преданности всех одному" позволить себе предать театр, у которого в прошлом блестящая, более чем 150-летняя история?

Не хочется верить, не хочется...

Возможно, я был резок в оценках. Но дело в том, что кухню театральную я знаю изнутри.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ ДЕЙСТВУЕТ.

Общественное молодежное движение "Лебедь" возобновляет работу общественной приемной. Молодежь и малоимущие граждане могут получить здесь бесплатные консультации по юридическим вопросам и вопросам социальной защиты.

Общественная приемная работает ежедневно (кроме выходных дней) с 10 до 17 часов по адресу: Красноярск, ул. Матросова, 2, гостиница "Турист", 5-й этаж. Телефон 666-920.


Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251