Новости arrow 2001 год arrow ТРУДНЫЙ СЛУЧАЙ.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


Узаконенный грабеж населения.

В прошедшие выходные по всей Польше выстроились огромные очереди к банковским окошкам. По свидетельству ИТАР-ТАСС, причиной ажиотажа, из-за которого большинство польских банков объявило субботу и воскресенье рабочими днями, стал новый налог на проценты со сберегательных вкладов, закон о котором в ускоренном порядке обсуждается в парламенте страны. В соответствии с ним вскоре пятая часть начисленных на счета граждан процентов будет причитаться государственной казне.


ТРУДНЫЙ СЛУЧАЙ. Печать
10.10.2001 г.

ТРУДНЫЙ СЛУЧАЙ.

ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ФРАНЦИЯ, ЗДЕСЬ КЛИМАТ ИНОЙ...

Как нашему кинематографу приспособиться к нашему прокату.

31 декабря завершается действие закона, дающего льготы кинематографистам по налогам на прибыль. Поэтому актуальный вопрос о влиянии механизма финансирования на все элементы игрового кинематографа становится еще актуальнее.

Деньги - очень интересная вещь. Кинематографисты много о них говорят. Не хватает денег. Всегда. Что такое деньги на кино, если посмотреть с точки зрения господина Кудрина, министра финансов? Он знает, что в прошлом году государство инвестировало в игровое кино примерно 10-12 миллионов долларов. Частные инвесторы реально предоставили в прошлом году, в условиях действия закона о льготах, около 20 миллионов долларов. (100 миллионов долларов - по официальным отчетам в Минфинансов. Оцените разницу!) Около 10 миллионов долларов вложили телеканалы в сериалы. И еще 3-4 миллиона долларов - иностранные инвестиции в разные виды копродукции.

Таким образом, в прошлом году на производство 50 фильмов и 500 эпизодов телесериалов российские инвесторы затратили - по бумагам - не менее 150 миллионов долларов. Согласитесь, немалые деньги!

Дальше самое интересное: сколько денег вернулось от зрителей? В конце концов, 100 млн. долларов, которые якобы предоставил частный бизнес, это деньги, которые недополучил от больших корпораций федеральный бюжет в виде налога на прибыль. Итак, возврат за 2000 год. Прокат российских лент в кинотеатрах дал 2,2 млн. долларов; показ на ТВ - около 1,5 млн. долларов.

Видеорынок очень трудно фиксировать, но от продажи кассет фильмов пришло не более 1,5 млн. долларов. Получается, что, вложив 150 млн., возвратили: 4. Это не рыночная индустрия! Такая система может существовать в тоталитарном государстве или в очень маленькой стране - в Исландии, например. Чтобы вернуть деньги, исландские фильмы должны выйти за родные границы как минимум на европейский рынок.

Итак, первая серьезная проблема - возврата денег от выхода к публике нашего кино практически нет. Налоговая льгота этому совсем не способствует.

Второе. Сегодня российский кинематограф существует в условиях жесточайшей конкуренции с зарубежным кино. Где бы вы ни жили в России, вы можете увидеть энергичный американский блокбастер с самыми крутыми спецэффектами. После дефолта 1998 года конкуренция с американским кино дополнилась конкуренцией с европейским. А сегодня - следующий шаг - в игру на нашей территории активно включаются картины из Гонконга, Южной Кореи: Мы сегодня имеем нормальный открытый рынок, когда в прокат выходит примерно 100 - 110 названий лучших зарубежных картин в год.

Драма в другом. В новые, оборудованные системой "Долби" кинотеатры реально попали пять российских лент. Пять! А иностранцы нам выдают 100! На 85 - 87 процентов сеансов в прошлом году у нас показывались американские ленты. Примерно на 10 процентов - фильмы всего остального мира. И только 3 процента всех сеансов занимает в новых залах показ российских лент.

Американские картины собрали у нас в 2000 году больше 20 млн. долларов. В этом году американцы ожидают не менее 30 млн. Это серьезные деньги. Знаменитые премьеры в России происходят одновременно с Европой. Качество показа такое же. Набор продукции известен заранее. Доставка хорошо рассчитана. Все знают, в какой день выйдет, скажем, "Гладиатор" или "Терминатор-3". Вопрос только в том, сколько наши прокатчики теперь заплатят за универсальные права. Российский фильм в Москве невозможно поставить в сетку показа, потому что она расписана на 5 месяцев вперед. Это большая индустрия. Как в нее встроиться?

Третья группа проблем связана с принципиально новой структурой кинотеатрального проката. Веха здесь 1997 год, когда набрал обороты "Кодак- Киномир". За три с половиной года у нас возникли 100 - 120 переоборудованных кинотеатров, которые сегодня дают 9/10 процента всех прокатных сборов. Из них в Москве примерно 60 таких залов. Как известно, в следующем году появятся уже мультиплексы, где будет не менее пяти залов в каждом. Тут главное - поспевать за возможностями аудитории. Но в России такая ситуация, что никто не знает, сколько люди реально могут платить за дорогие билеты в кино. Поскольку только доверчивые могут думать, что наши соотечественники живут на те деньги, на которые они заявляют, что живут.

Люди тратят намного больше, чем они официально получают. Речь, конечно, идет об относительно малых социальных группах, но в кино-то ходят именно они.

Итак, те люди, которые ходят в новые кинотеатры и приносят американцам 30- 35 миллионов уже сегодня, готовы ходить туда еще чаще. Вероятно, доходы за три года удвоятся. Но эта большая - по деньгам, а не по численности - аудитория требует принципиально другого российского кино. Многие на меня обиделись из-за статей в начале этого года по поводу того, что наше кино, снимаемое вроде бы для кинотеатров, на самом деле делается для ТВ. Не для молодых - до 26-30 лет, тех, кто ходит в кино, а для людей вне возраста, сидящих у телевизоров: Значит, речь идет о фильмах интегрального успеха.

Но подобные ленты производить очень трудно. Последние 10 лет у нас это делать не умеют.

Аудитория, зрители, которые приходят в долби-кинотеатры, не так воспринимают реальность, как мы. Они не боятся нынешнего времени. Не ностальгируют о прошлом. У них другое сознание. Сегодня эта большая новая Россия внутри старой не имеет своего кино: комедий, мюзиклов, драм. Наш новый зритель примерно в 2004 году, когда число залов перерастет 300, наверняка захочет смотреть новое российское кино, адекватное своим представлениям: Ресурс отечественного кино тогда будет составлять 20 процентов сеансов. Так что новый зритель становится влиятельным заказчиком.

Если вы посмотрите фильмы 20-30-х, то увидите, что будущие великие не боялись брать сюжеты из той эпохи, в которой жили. Сегодня ни один из наших крупных мастеров - за редким исключением - фильмы о своем времени не снял. У нас нет картин об августе 1991 года или августе 1998-го. Более того, мы не видим в фильмах даже примет новой реальности. Люди ведь живут не только в мире, где кто-то украл тюремный "общак" (я имею в виду "Сестры" Бодрова- младшего) и нужно его вернуть, кого-то кинуть, отстреливаться из-под джипа:

Охранниками, бандитами и милиционерами работают ведь значительно меньше людей, чем, допустим, в сфере банковского, информационного или рекламного бизнеса. Но почему только они населяют наши телесериалы?

Я говорю об индустрии - не об искусстве. Это отдельная тема. Искусство - чрезвычайно важный элемент индустрии, ее экспериментальный цех. Многие серьезные режиссеры-экспериментаторы через два года оказываются в Голливуде, поскольку великое производство массовых мифов заинтересовано в постоянном обогащении киноязыка. Естественно, опять-таки для того, чтобы в конечном итоге выйти к массовому зрителю и - большим деньгам.

Правильная кинополитика во Франции привела к тому, что в 2000 году на каждом втором сеансе у них показывают французские фильмы. Они произвели в минувшем году 170 картин. Заняли половину довольно большого рынка - французы, как известно, являются чемпионами посещаемости в Европе.

Зрительские ресурсы у нас не хуже французских. А 20 процентов сеансов в современных кинотеатрах в перспективе - неплохая цифра. За них имеет смысл побороться. Понятно, что без частных инвестиций тут не обойтись. Государство эти будущие 20 процентов сеансов не сможет обеспечить. Даже если, как обещает Швыдкой, в следующем году количество бюджетных денег на кино увеличится вдвое и дойдет до 45 млн. долларов. Без интереса к отечественному кино новых зрителей о возвратных инвестициях можно забыть. Ведь льгота по сути вела к тому, что зритель был выброшен из художественной коммуникации.

Поэтому главный вопрос все же: где наше новое кино? Вот вопрос, который несколько лет хочется задать нашим мастерам культуры.

Из выступления на "круглом столе" на фестивале "Окно в Европу".


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

5 февраля.

120 лет назад Вера Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника. На суде присяжные вынесли оправдательный приговор.