Новости arrow 2000 год arrow После Святослава Рихтера.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


А ты заботишься о стариках?!

Первые плоды приносит акция "Молодые - ветеранам", объявленная Молодежным штабом Бабушкинского района. Теперь каждую неделю в муниципальном центре будут проводиться концерты для пожилых людей. Также штаб организовывает мероприятия шефской помощи старикам: укладка дров, другие работы по хозяйству. Параллельно с насущными делами ребята ищут предметы военного быта, а также свидетельства, воспоминания очевидцев. Хочется верить, что и после 9 мая старики без помощи не останутся.


После Святослава Рихтера. Печать
16.12.2000 г.

После Святослава Рихтера.

Хартмут Хелль и Михаил Плетнев на "Декабрьских вечерах".

Официально фестиваль, проходящий в Пушкинском музее, называется "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Название громоздкое и дезориентирующее: спустя три года после смерти своего основателя фестиваль уже исчерпал рихтеровские репертуарно-тематические заготовки и живет сегодняшним днем. И все же в этом названии есть смысл: почти каждый концерт заставляет мысленно возвращаться к Рихтеру как к точке отсчета.

Среди участников фестиваля есть непосредственные партнеры Рихтера - например, певец Петер Шрайер, открывавший фестиваль. Но уж как, казалось бы, далек от рихтеровского пианизма британский контратенор Майкл Чанс, поющий под лютню, однако и он косвенно связан с Рихтером через музыку Бенджамина Бриттена, без которого, вероятно, не развелось бы в Британии столько превосходных контратеноров.

Новые участники "Декабрьских вечеров", супружеская пара Хартмут Хелль и Мицуко Ширай, тоже попали в рихтеровский контекст - через песни Гуго Вольфа и воспоминания о том, как Рихтер исполнял их в ансамбле с Дитрихом Фишером-Дискау. То был прорыв, ведь ранее песни Вольфа, путаные, сложные и больше похожие на стихотворения, положенные на музыку, рисковала петь лишь отважная Зара Долуханова. Благодаря Рихтеру и Фишеру мы узнали настоящего немецкого Вольфа, усилиями которого шубертовская песенная традиция дошла до крайнего субъективизма и самоуничтожения. В те же годы постоянным партнером Фишера был и Хартмут Хелль; его дуэт с певицей японского происхождения Мицуко Ширай - другая ветвь той же культуры, обогащенная привкусом азиатской эзотерики. Если Фишер порой подавлял партнеров (на это жаловался Рихтер), то дуэт Ширай-Хелль - образец идеальной гармонии, в которой тон задает пианист.

Игра Хелля, утонченная, нервная, совершенная по звуку и мастерству, руководила сюжетом песен, в то время как голос Мицуко Ширай, чуть стертый (певица выступает около тридцати лет), но послушный языку, фразе и интонации, вписывал свою строчку в общий узор. Программа песен Вольфа столь разнообразна - от смешного "Крысолова" до метафизической Песни Миньоны на слова Гете - и самодостаточна, что вряд ли стоило разбавлять ее выступлением струнного "Аурин-квартета", изящно сыгравшего Итальянскую серенаду Вольфа, но неряшливо - ре-минорный Квартет.

Фортепианную игру высокого класса показал и постоянный участник фестиваля Михаил Плетнев. Не склонный размениваться на бисы и поклоны, он отыграл капитальную программу из Моцарта и Бетховена и удалился таким же замкнутым, каким пришел. Сознательно или нет, программа была выбрана рихтеровская (15-я и 32-я сонаты Бетховена, до- и соль-мажорные Моцарта; не поручусь только за редкое моцартовское Адажио си минор). Раньше лишь немногие согласны были увидеть в Плетневе пианиста, идущего Рихтеру на смену: теперь он завоевывает все больший авторитет. Рихтер находил в Моцарте и Бетховене высокий стоицизм, к которому приобщал слушателя. Плетнев ходит около тех же высот, но в одиночестве. Однако его манера цедить музыку сквозь зубы не лишена значительности; его продуманное и отрефлектированное исполнение выявляет внутренние связи далеких частей программы; к тому же Плетнев играет теперь все крупнее и проще, все менее манерно и местами, если вслушаться, искренне увлеченно.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

Постскриптум.

Прием в клуб "Известий" продолжается до 7 февраля. Напоминаем, что список членов клуба, заполнивших электронную анкету, можно увидеть на страничке клуба "Известий" по адресу: http://club.izvestia.ru. Список ежедневно обновляется. По всем вопросом обращайтесь по электронному адресу:

kuzmina@izvestia.ru. Кроме того, вы можете оставить свое короткое - на одну минуту - сообщение на телефон-автоответчик: (095) 200-30-83. Задав вопрос, пожалуйста, представьтесь и оставьте контактный телефон. С вами обязательно свяжутся.

Двери клуба "Известий" открыты для всех.