Новости arrow 1998 год arrow Красно-белое кино выходит из архивов.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


Поможем, чем можем 5 миллионов рублей от президента.

Эта сумма из резервного фонда Президента Российской Федерации поступит в область целевым назначением на ликвидацию последствий пожара в Устюженском психоневрологическом интернате во II квартале этого года. О таком распоряжении Бориса Ельцина сообщается в телеграмме, поступившей 18 мая в адрес администрации Вологодской области.

Соб.инф.


Красно-белое кино выходит из архивов. Печать
3.02.1998 г.

Красно-белое кино выходит из архивов.

Почему в ХХ веке кинематограф был то за белых, то за красных? На этот вопрос искали ответ участники фестиваля Госфильмофонда "Белые Столбы".

Красные кошмары мучили сенатора Маккарти. Воплощенные на экране, они превратились в "Красный Дунай", "Красную угрозу", "Красную планету МАРС" и как венец всего - "Железный занавес". Впрочем, это уже наш кошмар. Картина, которую у нас никто не видел, но которой всех пугали, режиссера Уильяма Уэллмена, известного вестерном "Инцидент в Окс-Боу" и тем, что он был первым лауреатом "Оскара" ("Крылья"), стала знаковой. Оказалось, что это неплохой триллер, основанный на подлинной истории служащего советского посольства в Канаде (Дана Эндрюс), который быстро сообразил, что "за морем дела не худо", решил не возвращаться на историческую родину.

Белые кошмары мучили товарища Ленина. На экране они реализовывались в виде надземных, с тонкими усиками, белогвардейских офицеров и страшных пузатых кулаков, утаивающих хлебушек от трудового крестьянства. Белую гвардию, напротив, мутило от окосевших от водки немытых красных комиссаров.

Разноцветные параноидальные кошмары мучили товарища Сталина. Главное - быть бдительным: если глазки бегают, по стенке крадется, да еще воротник поднял - точно, вредитель. Если американец - значит, поджигатель войны.

Параноидальные кошмары мучили и немецкого фюрера. Однако за ним стояла хорошо смазанная пропагандистская машина умного Геббельса. А посему фильмы нацистской пропаганды не смешны даже сейчас.

И все вожди сошлись на том, что пользовали как могли бедный синематограф. Нам же остались наглядные фрагменты их разноцветных политкошмаров в виде пропагандистского кино, которое и предстало во всей своей идеологической незамутненности на фестивале Госфильмофонда "Белые Столбы" (26-30 января).

Программа "Конфронтация 1, 2, 3" - агитки красных и белых, фильмы союзников и нацистов, образцы советско-американской кинопропаганды времен холодной войны, некоторые из которых ("Джимми Хиггинс") только что найдены, некоторые ("Последний удар") демонстрировались впервые, - уникальна и поучительна. Она представляет не жизнь, а сплошную конфронтацию на относительно коротком историческом промежутке, спустя по меньшей мере полвека позволяет нам посмотреть со смешанными чувствами на свое историческое прошлое.

Все национальные лидеры провозглашают одно и то же - накормить, обуть, одеть. В простой, доходчивой форме. Все предлагают порядок, столь вожделенный массами. Красные, белые, Гитлер, Сталин, Маккарти. Но благими намерениями дорога известно куда устлана.

"За красное знамя!", - горланят красные. "Жизнь - Родине, честь - никому", - заявляют белые. "Били, бьем и будем бить!" - вопят красноармейцы. "Последний удар" за нами", - злобствуют фашисты. "Серебристая пыль" не упадет на головы угнетенных негров!", - утверждают советские. "Отправляйтесь за свой железный занавес", - советуют штатовские.

И все же пропаганда пропаганде рознь. Есть и поизощреннее. Вот, например, экземпляр почти совершенный.

"Крещение огнем", документальная лента о вторжении гитлеровцев в Польшу в 1939 году, одно из самых крупных и страшных пропагандистских достижений, поражает силой своего воздействия и поныне. Понятно, почему фильм, не использующий приемы шоковые, лобовые, так перепугал тогда людей. Совершенно иезуитским образом, выворачивая всяческую логику и здравый смысл наизнанку, он утверждает, что в том, что произошло в Польше, виноваты все, кроме Гитлера. Вот, мол, видите, что случилось, когда нехороший Чемберлен объявил нам войну? И когда плохой комендант Варшавы широко не распахнул перед нами двери? Это все он, злодей, виноват. Как было бы славно, если бы не они. Вроде бы ничего на вид страшного: самолет, отличный самолет, готовится к вылету, долго показывается, как тщательно в него закладываются бомбы, гладенькие, хорошего качества, как солдаты облачаются в униформу, красивую, прочную. Дотошно, скрупулезно, не упуская ни одной детали. Затем самолеты летят - смотрите, как ладно, ровненько. Затем бомбы падают - смотрите, как точно. Улицы пустые, чистенькие, трупов, крови нет. Немецкий порядок - самый лучший в мире порядок. И все эти детали хитроумно снимают вопрос о том, а как, собственно, и зачем эти самолеты сюда попали.

В отличие от "Крещения огнем" "Последний удар" в ведомстве Геббельса большой удачей не считался. Хотя сильно утрированный одесский акцент председателя колхоза и приход передовика на партийное собрание с огромным железным молотом на плече ничего, кроме смеха, сегодня вызвать не может. Любопытен сам факт, доселе нам абсолютно не известный, существования неигрового и игрового кино, специально сделанного фашистами для оккупированных территорий. Была подготовлена целая серия таких фильмов - на Польшу, СССР, Францию, на Азию и даже Африку. С учетом национального менталитета, в национальной стилистике, естественно. Конечно, если бы партия приказала, не факт, что советские люди не ходили бы по улице с серпами и молотами. Но вот в хронике из "счастливой" жизни русской и украинской молодежи в немецких резервациях, где произносятся в камеру заученные тексты, явно что-то не так. Девушки-пловчихи, змейкой струящиеся в бассейны и шаловливо подкидывающие мячики по цепочке, - здесь промашка вышла: хоть и любят у нас коллектив, но не в те игрища играют. Хотя, с другой стороны, народ советский в те времена был охоч до экрана и верил во все, что ему показывают. Снимались в подобной клюкве актеры-эмигранты, имен не осталось никаких, следов старались не оставлять.

Заканчивается век, подводятся его исторические и культурные итоги.

Конфронтация - раз. Конфронтация - два. Конфронтация - три. Три безумные конфронтации на три поколения - не хватит ли? Что, из этой красной, белой, звездно-полосатой пропаганды выросло большое кино? Конечно, есть и исключения. Ростки таланта пробиваются на любом пространстве, в том числе и агитационном. В Голливуде, где работали жанровые схемы - мелодрамы, комедии, черные фильмы, научная фантастика, появлялись неплохие маккартистские фильмы. И все же пропагандистские лозунги - небогатая почва для искусства. Выбор средств здесь невелик: наши-ваши шпионы-вредители, выкраденные секреты, разоблаченные злодеи. Черное - белое.

Несчастные актеры, вынужденные закатывать глаза, заламывать руки и произносить деревянными голосами нечеловеческие слова, как это делают Плятт с Пилявской или молодые Ларионов с Тимофеевым в "Серебристой пыли" Абрама Роома. Одному оператору - Эдуарду Тиссэ повезло: где бы иначе, чем в фильме из жизни врагов Страны Советов, проклятой заокеанской буржуазии, которая изобретает оружие массового уничтожения, чтобы испытать его на своих неграх, а потом ударить по русским, ему довелось снять приличные интерьеры, бассейны, развевающиеся шелковые занавеси?..

Советское искусство тем не менее рождалось на пропагандистской почве. Не благодаря ей, а вопреки, из всех этих конфронтаций и кровавых кошмаров вырос гений Эйзенштейна - главный киноитог уходящего века. О нашем отношении к культурному наследию и шла речь на чрезвычайно плодотворной дискуссии, состоявшейся в рамках фестиваля "Белые Столбы" "по прочтении Эйзенштейна". То есть после двух мировых премьер - "Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия" Олега Ковалова, авторское прочтение творческой концепции незавершенного фильма Эйзенштейна "Да здравствует Мексика!", и "Тайна жены и зверя" Бориса Бланка, навеянная рисунками Эйзенштейна.

После окончания холодной войны по всему миру прошли ретроспективы фильмов на эту тему - на фестивалях в Берлине, Сан-Себастьяне и других. Мы участвовали в них восстановленной Госфильмофондом лентой Довженко "Прощай, Америка!", показывали в Штатах "Серебристую пыль" (наш ответ на "Железный занавес"). Нынешняя программа фестиваля "Белые Столбы" будет показана в московском "Иллюзионе" и других городах.

Раскрылись архивы, что замечательно, и сейчас мы можем смотреть то, что было раньше в "примечаниях", и что порой оказывается не менее ценным, чем "основной текст".


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

ГРУППА ШКОЛЬНИКОВ ИЗ БЕРЕЗОВСКОГО ОБСЛУЖИВАЕТ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ И ТРУДА, СТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ.

Ребята убирают снег, колют дрова, носят уголь, чистят крыши. За эту работу, организованную молодежной биржей труда и центром занятости, школьники получают по 108 рублей в месяц.


Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251