Новости arrow 1999 год arrow Читатель ждет уж рифмы.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


В ЯНВАРЕ 2002 ГОДА ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО СОСТАВИЛИ 586 МЛН.

РУБЛЕЙ, ЧТО НА 2% ВЫШЕ УРОВНЯ ПРОШЛОГО ГОДА, - СООБЩАЕТ ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ.

Работы, выполненные собственными силами по договорам подряда, составили 389 млн. рублей (85% к уровню января 2001 года). За январь введены в действие жилые дома общей площадью 10,4 тыс. кв. метров (88%), в том числе населением за свой счет введено 9,8 тыс. кв. метров.


Читатель ждет уж рифмы. Печать
16.12.1999 г.

Читатель ждет уж рифмы.

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ.

Несколько дней назад в московском музее Марины Цветаевой была представлена книга исторического романиста Юрия Давыдова "Бестселлер" (издательство "Нового литературного обозрения");

об этой вещи, впервые напечатанной в журнале "Знамя", мы уже писали. Поэтому сосредоточимся на сюжете, напрямую с давыдовской прозой не связанном.

В феврале уходящего года Юрий Давыдов стал лауреатом премии имени Аполлона Григорьева, которая присуждается за лучшее литературное сочинение в любом жанре (кроме критики), любого объема, любого стиля. Учредители премии - Литературная академия АРС'С, объединяющая большинство профессиональных критиков, и Росбанк - денежным вознаграждением (25 000 долларов) не ограничились и содействовали отдельному изданию "Бестселлера".

Поэтому логично, что именно в конце презентации состоялась жеребьевка жюри 2000 года: в шляпку президента АРС'С Натальи Ивановой были опущены бумажки с именами господ "академиков" и - судьбы свершился приговор. Председателем жюри стал главный редактор "Знамени" Сергей Чупринин; в состав коллегии выборщиков вошли Сергей Боровиков (Саратов), Алла Марченко (Москва), а также питерские антиподы - постоянный автор газеты "День литературный" Виктор Топоров и, напротив, специалист по субкультуре русского антисемитизма Михаил Золотоносов. Жюри веселое, не соскучишься. Зато и предсказать результаты выбора невозможно, а это создает интригу.

Чуть раньше в том же издательстве вышел однотомник прозы Георгия Балла "Вверх за тишиной". Литературная судьба Балла складывалась как-то странно; при советской власти он печатался не то чтобы чрезмерно часто, но и не то чтобы слишком редко;

имя его не было особенно громким, однако и вовсе безвестным тоже не было. Но после внезапной жизненной катастрофы, когда в 1989 году он практически одновременно потерял жену, писательницу Галину Демыкину, и сына, художника Андрея Демыкина, Балл начал писать по-другому. Не просто свободнее, раскрепощеннее, моложе, но и глубже, неожиданнее, если угодно - "мистичнее". В его странноватых рассказах, плачах, притчах зазвучали отголоски демыкинской прозы; в его смещенных персонажах, похожих на светящиеся тени, словно ожили герои сыновних картин. Книга "Вверх за тишиной" недаром посвящена памяти Галины и Андрея, не случайно проиллюстрирована демыкинской графикой; она как бы и написана от их имени и по их таинственной просьбе.

Из других прозаических новинок отметим только что выпущенные издательством "Захаров" романы Гора Видала "1876" и "Империя" (перевод и примечания А. Файнгар). Но в целом ситуация на рынке "серьезной" прозы складывается не слишком веселая. Главные декабрьские новинки - не из области прозы, а из сферы поэзии;

и выпущены они одним и тем же издателем, Геннадием Комаровым ("Пушкинский фонд", Санкт-Петербург).

Циклическая поэма Иосифа Бродского "Горбунов и Горчаков" завершена была на излете 1960-х; смутные питерские диалоги, ленивое покачивание на грани между сном и явью. Текст прошел тяжкое испытание временем; холодноватый и классичный по стилю, надломленный и трагический по тону, он как-то по-ленинградски пробирает сыростью, пронизывает смыслом, насмешничает и учит уму-разуму.

Напротив, маленький однотомник Льва Лосева, одного из ближайших литературных друзей Бродского, названный "Стихотворения из четырех книг", опутывает нас стихотворной вязью, монотонно и неостановимо обволакивает коконом созвучий; даже постоянные лосевские шутки кажутся отголосками философических споров:

"Капуцинов трескучие четки./ Сарацинов тягучие танцы./ Грубый гогот гог и магог./ "М. Бахтин, - говорили саранцы,/ с отвращением глядя в зачетки,/ - Не ахти какой педагог"... Может статься, книга выстроена и не лучшим образом - композиция ее рыхловата, сквозные линии лосевской лирики разорваны. Но каждое отдельное стихотворение все равно остается тихой радостью любителя поэзии, который хватает любимую книжку и урча уползает в угол - читать.

Что же до Александра Еременко, чье имя громко зазвучало на заре перестройки, то с его однотомничком (фактически - полным собранием сочинений на 138 страницах) "Горизонтальная страна" в угол не уползешь, на глубину не заляжешь. Взрывная волна иронии и постоянного бунта все равно выбросит на поверхность.

Лучшие стихи Еременко уже вошли в антологии. Пока - в элитарные, университетские; завтра, однако, они попадут и в школьные хрестоматии. И знаменитые густые металлургические леса, "где шел процесс творенья хлорофилла", и не менее известное "Сгорая, спирт похож на пионерку", и - особенно - лирический шедевр "Я добрый, красивый, хороший,/ и мудрый, как будто змея./ Я женщину в небо подбросил -/ и женщина стала моя". Что же до других, высокоумных и предельно скучных стихов на разные общественно-политические темы, то мы вправе не обращать на них никакого внимания. В конце концов, не всем же вместе с Пушкиным понимать, что поэзия, прости Господи, должна быть глуповата.

arhangelskiy@izvestia.ru.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

Бартон поставит мюзикл о Бэтмене.

Американский кинорежиссер Тим Бартон, снявший "Сонную лощину", "Планету обезьян" и двух "Бэтменов", теперь поставит о Бэтмене бродвейский мюзикл. В конце прошлой недели он подписал контракт с компанией Warner Brothers. Автор пьесы - Дэвид Айвс, музыки - Джим Стайнман. В интервью New York Post Стайнман сказал: "Мы с Дэвидом Айвсом целый год пытались понять, как можно сделать музыкального "Бэтмена". Тогда мы посмотрели первый фильм Тима Бартона и сразу все поняли".