Новости arrow 1999 год arrow Возьми меня в свои, тишайший Спас...
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПРИ НОВОКУЗНЕЦКОЙ ГОРАДМИНИСТРАЦИИ ОТЛОЖИЛ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА ПАМЯТНИКА Ф.

М. ДОСТОЕВСКОМУ ДО 1 ОКТЯБРЯ.

За это время авторам двух из трех проектов предложено доработать свои варианты. Кроме того, совет принял к рассмотрению вариант известного кемеровского скульптура Алексея Хмелевского, найдя его работу очень интересной. Правда, мастеру, сделавшему только скульптуру, предстоит в содружестве архитекторами "привязать" ее к местности, обосновать архитектурно.


Возьми меня в свои, тишайший Спас... Печать
7.09.1999 г.

Возьми меня в свои, тишайший Спас...

Он бежит в горницу и, словно дирижируя, делает отмашку кистью. "Говорили, не будет белого. Не вырастет. Будет гриб! Пошел до-о-жди-ик..." Выдав речитатив, скрывается за дверью. Слышно, как пробегает сени. Хлопает уличная дверь. Сейчас он, наверно, исполняет танец яростного грибника, представляя свой кузовок полным упругих "беляков".

Так и будет, как на полюбившемся мне его натюрморте северных даров: полные кузова "роняют" грибы-ягоды на подоконник. За ними - деревенский пейзаж. И натюрморт что-то "рассказывает" на фоне утренней зари. Хочется думать... Эх, блин, не об этом надо! А вот о чем. Только наивный решит, что "писать картинки" можно вот так, чередуя время ритуальными танцами. Не верьте!

Довелось видеть художника уставшим. Как и комбайнер, уронил руки на стол и молчал, словно камень. Устал мастер...

Не думай, что жизнь - это замкнутый круг небылиц.

- Вряд ли увидишь у нас землю под бурьяном: косят, где всегда косили. Но сегодня, кто соберется завести живность, по-моему, с трудом найдет место косить...

В главном согласна с Наволочным и хозяйка территории Александра Михайловна:

- Сельсоветом выделено по 25-50 соток сенокосов на окультуренных землях, которые ТОО по каким-то причинам не используются. Они сдаются в аренду на пять лет, под налог, помимо за огород и строение. Ну, если за 30 соток раз в год заплатить пять сорок - это разве сумма?

Нынешнее полуторатысячное население Верхнего и Нижнего Спасов все ж таки не миновала участь обычной сельской территории: примерно четыреста человек - это пенсионеры. За небольшим исключением их дети и внуки давно "в городах". Значит, зимой оба Спаса становятся тише...

К осени, приустав от летних забот, Спас начинает "разбираться" с домашними закромами, какая-то часть "поедет" многочисленным наследникам, "лишнее", по-моему, уже продано. И всегда Спас обеспечит сытую зимовку благодаря сноровистым, хозяйственным рукам...

Редко, но вспоминают сегодня лекцию профессора Климента Тимирязева, когда он произнес почти оду ломтю пшеничного хлеба с маслом - "одно из величайших изобретений человеческого ума, одно из тех открытий, которые позднейшим научным изысканиям приходится только подтверждать и объяснять".

Из путешествий по хозяйским огородам Спаса, слушая комментарии хозяев, всякий раз удостоверяешься: все умозаключения так называемых городских мастеров сада-огорода совершенно бесполезны здешнему читателю газет. Это не раз доказывал Спас на моих глазах...

- Не наступи, - останавливает хозяин, - я обязательно ее в чай добавляю... И не совсем внятно для меня называет травину, тыча пальцем под ноги. Хоть убей, не могу рассмотреть эту "чайную добавку" ни под самыми ногами, ни под кустом смородины, возле которого мы остановились. Правда, давно уже верю:

оставь такого без чайной осьмушки - не пропадет, нагнется и под ногами найдет что-то для заварки.

И не будет тут случайной подмены, а даже превзойдет травина по вкусу и качеству всякие разрекламированные осьмушки в самой нарядной упаковке. Ведь не знает здешний люд, что такое "мед натуральный", который нам навязывают и на колхозном рынке, и в городских магазинах. Пчеловод из Спаса искренне удивится: какой еще натуральный, не цветочный, что ли? По аналогии нам остается вспомнить булгаковскую осетрину второй свежести и здоровую реакцию на такое определение.

Опять же можно рефреном: деревенский житель не терпит пищевых подделок, его пища самая что ни есть натуральная, но от природы, а не от ценника "продовольственного" коммерсанта или выдающего себя за преемника Садко. Насчет такой традиции и опыта еще поражался в "Письмах из деревни" А.Н.Энгельгардт. "Люди точно знают, на какой пище и сколько сработается, какая к какой работе подходит. Землекоп считает: если на щах с солониной и гречневой каше с салом вывезешь, положим, куб земли за известное время, то при замене гречневой каши ячневой вывезешь куб без осьмушки, на картофеле - еще меньше, например, три четверти куба".

Далее Александр Николаевич отмечал, как ему, профессору химии земледельческого института, терпеливо объясняли его неграмотные собеседники, удивляясь, как могут жить люди, которым такие простые вещи неясны...

И нам не следует недоуменно пожимать плечами: тяжелый труд на земле требует здоровой энергии, которой не будет от одной картошки...

Проста и без вычуров посуда на крестьянском столе. Но какая! Наш Василий Иванович в "Ладе" отмечает: "Когда человек дарит изделию способность издавать звон, глина приобретает собственный голос".

А взять вроде и обычные всевозможные кадки-кадушечки для солений-хранений. Ассортимент по размерам и форме может поразить горожанина родом не из села. Эти деревянные емкости просто жаль прятать в погребах и подвалах, но они как раз и предназначены для того. И все же удивителен этот союз пользы и красоты...

Единственным таким ремесленником, умеющим соединить пользу с красотой, оказался в Спасе Саша Шульгин, называемый главой сельсовета - Александром Алексеевичем.

Хозяина не было дома, а с его работами знакомили жена Ирина ("Отчество у нас с мужем одинаковое"), биолог из местной средней, и такие же очаровательные дочери, Людмилка с Вероникой. Как рады они были показывать папино творение! Достали и шкатулку, подарок им на 8 Марта, а потом и посуду, резанную из березового капа.

Конфетница, сухарница и солонка - невесомы, а сухарница, словно фарфоровая, только что не просвечивает. Про форму ее и не сказать - надо ее увидеть! - Саша начинал с выжигания, - рассказывала Ирина, - затем уже перешел на объемную резьбу. Видите, розы на шкатулке - живые они...

Делает Саша великолепные работы и "по столярке": стенка в доме и резные столики заставляют обратить на себя глаз. Мастер! По правде, жаль, что ему приходится "вахтовым методом" украшать чужие коттеджи. Представляю, каков был бы его!

Русский крестьянский дом автономен, чем сродни европейскому замку. И не напрасна такая аналогия. Историк и философ Освальд Шпенглер приводит поговорку XIII века: "Кто утром пашет, днем на турнир едет". Историк выводит отсюда: сословием в смысле самого слова и сопряжении крови и расы в совершенной форме являлась знать, а знать - это высшее крестьянство. В противоположность собору (он - другое!). Замок произошел из крестьянского дома, пройдя стадию сельского поместья.

А вот ныне крылатое выражение нашего поэта-земляка Сергея Викулова: Россия начиналась с деревень. Действительно, начинали мы одинаково, но "цивилизации" наши разошлись почти с истоков...

Это для тебя, Спас, может, быть, и о тебе...


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

Цитата на 1-ю полосу.

А город подумал: ученья идут.

"По сути, никакой войны не было и нельзя говорить, что кому-то это было нужно. Шла обычная работа".

(Виктор Черномырдин, председатель правительства РФ, 16 сентября журналистам перед встречей с президентом РФ Борисом Ельциным, отвечая на вопрос, закончилась ли война кабинета министров с банкирами).