Новости arrow 2001 год arrow Александр БАРКОВСКИЙ: Инженер - человек, который создает новое.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


"Челноков" грабят.

19 января в час ночи на трассе Новороссийск-Краснодар совершено нападение на автобус с "челноками". Трое преступников на легковой машине догнали шедший в Москву "Икарус" и, прострелив скат, вынудили водителя остановиться. Ворвавшись в салон, бандиты в масках и с автоматами в руках за несколько минут обчистили всех пассажиров. Налетчикам с 200 миллионами рублей удалось.


Александр БАРКОВСКИЙ: Инженер - человек, который создает новое. Печать
26.10.2001 г.

Александр БАРКОВСКИЙ: Инженер - человек, который создает новое.

Когда-то имена главных конструкторов знала вся страна. Сейчас их известность - нулевая. Престиж инженерной профессии смехотворен, молодежь мечтает о стезе менеджера. Есть большая несправедливость в том, что имя авиаконструктора Александра Барковского известно лишь в узком профессиональном кругу. По существу, этот инженер пролил на страну золотой дождь. Его самолет Су-30 МКИ приносит России около 60 процентов дохода от экспорта вооружений.

О том, из чего складывается труд конструктора, Александр БАРКОВСКИЙ размышляет в беседе с обозревателем "Известий" Сергеем ЛЕСКОВЫМ.

- В 30-е годы авиация была синонимом романтики. Чкалов был кумиром отчаянных мальчишек, Туполев - умных и серьезных. Сейчас этого ореола нет, и ваша профессия кажется скучной...

- Категорически не согласен. Сущность бытия - движение вперед. И это дорога без конца. Если человек создает новое - скучной его работу не назовешь. На нашей машине впервые установлен управляемый вектор тяги. Самолет может развернуться на 180 градусов за 5 секунд. Такого в мировой авиации не было никогда. Разве это скучно?

Что касается романтики, то это относительное понятие. Все зависит от того, насколько любишь свое дело. И если справляешься с ним, испытываешь наслаждение. В последние годы конкурс в мой родной МАИ составляет 8 человек на место. Когда такое было? Стремление к технике заложено в человеке, не всем быть финансистами. На нашем предприятии я возглавляю комиссию на конкурсах молодых специалистов. И я вижу, как горят глаза у молодых инженеров. Они искренне мечтают стать настоящими конструкторами - это желание не ушло.

- Какие качества необходимы главному конструктору? Что выделяет его в большом коллективе?

- Любого конструктора отличает неудовлетворенность сегодняшними, пусть даже блестящими возможностями его машины. Отчасти это дар от Бога. Но заблуждение считать, что конструктор ждет гениального озарения. Он перебирает множество вариантов, не знает покоя - и находит решение. В работе же главного конструктора самое важное - собрать коллектив и интегрировать личные способности каждого в единый коллективный разум.

Главный конструктор прежде всего должен грамотно использовать знания многих инженеров. Каждый из них может быть умнее своего начальника, но он знает их достоинства и знает, как их использовать для решения поставленной задачи.

- Зачем человеку небо? Плодится он на земле, счастье находит тоже на земле, основные его проблемы имеют земной характер...

- Человек по своей природе не может быть удовлетворен одним днем. У каждого должен быть свой Эверест. Для меня - это сделать самолет, которого в мире еще не было. Да, есть земля, природа, семья. Но есть небо - что может быть выше? Зачем человек в древности прыгал с колокольни? Познание своих возможностей - вечное на все века стремление. Избитые слова, но от этого они не перестают быть справедливыми.

- Александр Федорович, а не тяготит вас то, что вы со своим коллективом создаете машину, которой нет на вооружении Российской армии? По существу, работаете на иностранцев.

- Наше Министерство обороны пока не может приобрести этот самолет. По одежке приходится протягивать ножки. Но деньги, которые мы зарабатываем на экспорте Су-30 МКИ, помогли удержать на рабочих местах десятки тысяч специалистов на 120 смежных предприятиях. Нет, моя душа спокойна, совесть не потревожена. Убежден, работа над новыми, революционными технологиями позволяет России двигаться вперед. Свое "ноу-хау" мы иностранным партнерам не передаем.

- Специалисты, работающие в области техники, часто имеют гуманитарные увлечения. Объяснение такое: для неординарных решений необходим кругозор, неожиданные ассоциации.

- Конечно, это так. Но я прихожу на работу раньше девяти и ухожу после девяти. Совершенно нет времени на чтение книг и даже газет. Читаю только специальную литературу по авиации. Когда-то очень любил Театр Вахтангова, но уже много лет не был ни в театрах, ни на концертах. Телевизор для меня - лучшее снотворное. Хобби никаким не обзавелся. Мой отдых - уехать подальше от Москвы, зарыться в свой деревенский дом и гулять по лесу.

- Вы заработали для страны несколько миллиардов долларов. Вас не тяготит отсутствие широкой популярности? Чего в жизни вы хотели бы больше всего?

- Достаточно того, что меня знают профессионалы, мнение которых я ценю и уважаю. Чего бы хотел? Чтобы в сутках было 32 часа. У России, чтобы сохранить в авиации передовые позиции, осталось не больше 5-6 лет. Германия до сих пор восстановиться не может. Прочухаемся, не сделаем машину пятого поколения, в которой будут использованы достижения Су-30 МКИ, потеряем себя как великую авиационную державу. Для меня это было бы личной трагедией.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

С НАЧАЛА ЭТОГО ГОДА МЕЖДУРЕЧЕНЦЫ ПОЛУЧИЛИ В КАЧЕСТВЕ СУБСИДИЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ 3 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ.

За субсидиями обратилось около двух тысяч семей. В среднем каждой было выплачено от 150 до 200 рублей в месяц.