Новости arrow 2000 год arrow В педагогике тоже есть свой Гербалайф.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


Космонавты сдают экзамены.

В Центре подготовки космонавтов в Звездном городке российско- французско-словацкий экипаж держит комплексный экзамен перед предстоящим в конце февраля полетом на российскую орбитальную станцию "Мир".

ИТАР-ТАСС


В педагогике тоже есть свой Гербалайф. Печать
2.12.2000 г.

В педагогике тоже есть свой Гербалайф.

Родители радуются, а учителя ужасаются. Почему.

Каждый, кто когда-нибудь листал справочник "Школы Москвы", хоть раз натыкался на фразу: "Школа работает (или начинает работать) по системе Международного бакалавриата". Никто толком не понимает, что это такое. Для простоты можно сказать: тот, кто получил диплом IB, имеет возможность поступить едва ли не в любой иностранный университет. Естественно, это отличная приманка для честолюбивых родителей. А вот учителей этих самых школ система IB ужасает: они считают, что она приведет к утрате того лучшего, что пока еще есть в отечественной школе.

История "проникновения".

Система Международного бакалавриата возникла на Западе в середине 60-х и была вполне оправданна. Она была нужна детям, учившимся в посольских (или международных) школах за границей. Начиналось все со старшеклассников, которые получали диплом, конвертируемый в вузе любой другой страны. В середине 80-х IB распространился на средние классы (с 11 до 16 лет), а в 90-е - и на малышей. На сегодняшний день такие школы существуют в ста странах мира. В Россию идеология Международного бакалавриата пришла в 1996-м, когда едва ли не самая роскошная частная школа - Московская экономическая - и, может быть, наиболее престижная государственная - 45-я - начали работать по такой программе. Дело продолжили "Эколь", "Премьер"; IB активно раскручивают "Европейская гимназия" и "Интеграция XXI век". С Международным бакалавриатом связаны учебные заведения в Тольятти, Самаре, Перми..

Что такое IB.

Это тот случай, когда "без поллитры не разберешься". Скажем так: каждый среднеклассник по своему усмотрению выбирает для изучения шесть предметов, представляющих столько же областей знания. Плюс к этому существуют три обязательные вещи: "Теория познания" (учителям нужно каким-то образом развивать рефлексию и критическое мышление у детей); нечто под названием CAS (творчество во всем, спорт с целью развития чего-то в себе и деятельность, направленная на помощь ближнему, - тоже для развития чего-то эдакого в себе); кроме того, от каждого требуется написание самостоятельной работы на любую тему. В идеале все предметы должны преподавать на английском языке, и завершающий обучение диплом (даже если он про русскую историю) тоже пишется по-английски. Энтузиаст Международного бакалавриата, работающий сразу в двух таких школах Андрей Белов объяснил мне, чем, собственно, отличается эта система от нашей. Если у нас главная цель - неуклонное увеличение объема знаний, то в IB это социальные, мыслительные навыки. Они - и в умении работать с текстом, и в способности организовать коллектив. В практическом умении отобрать информацию, а не овладеть ею. Поэтому и оцениваются тут не знания, а различные умения и навыки в работе вообще. В IB есть такое понятие, как Homo faber (человек умелый). Что это такое? Честно говоря, я не очень поняла. Например, детям, которые съездили на экскурсию в Ликино-Дулево, задают вопрос: "Как вы думаете, почему эти люди работают именно здесь?" А? Ну, я бы грешным делом предположила: "Наверное, потому, что это единственное место, где можно хоть как-то заработать в этих краях".

Ан нет! Тут детям "положено" поразмышлять, порефлексировать и прийти, видимо, к более возвышенным выводам. Смею предположить, что 11-12-летние подростки уже достаточно догадливы, чтобы сообразить, какого ответа от них ждет учитель. Об этом я сказала Белову. "Тут действительно все дело в учителе, задача которого - отличить одно от другого", - был ответ.

Паника среди учителей.

Ну, если дело, как всегда, в учителе, значит, система не работает. С бедолагами-учителями, которые должны воплощать это "новое" в жизнь, мне и захотелось поговорить. Они считают IB катастрофой. "Теперь для того, чтобы быть допущенными к IB, все преподаватели должны расписать свои программы по-английски. Более того, они обязаны объяснить, как их предмет укладывается в псевдонаучные принципы Международного бакалавриата. На семинаре по IB в Испании в качестве одного из примеров хорошей работы нам показывали макеты бумажных рыбок, сделанные учениками 12-14 лет, - результат "успешного" изучения Жюля Верна! На мой взгляд, это - полная профанация. Понятно, что директорам школ это нужно для привлечения учеников. Но они не понимают, что те, у кого есть деньги, смогут и так, без диплома IB, учиться за границей, а те, кто по финансовым причинам "заграницу" не потянет, не сумеют поступить даже в российский вуз - программы-то разные! Все-таки в нас сидит неистребимая потребность встать под какие-то (любые?) знамена, исповедовать хоть какую, но идеологию. И главное - вечное желание выйти на "международный уровень", который в средней школе (и это признано всеми) куда выше у нас.

Впрочем, это, видимо, вопрос времени".

Будем не "как солнце", а как все.

Другой учитель считает, что если в основе нашей школы лежит повторяемость, то в основе IB - непрерывно подстегиваемый интерес. "Учитель существует лишь как вспомогательное средство. Ему задают интересующие детей вопросы. И тут непонятно: с какого возраста ученик может самостоятельно планировать свою образовательную программу? Вряд ли это можно доверить 6-летнему Вове. Тут легко перейти некую невидимую границу. Ведь любая культура - это насилие. В IB нет слов "усилия", "напряжение", а есть только "интерес", "любознательность". Любое достижение ребенка оценивается аплодисментами. Увы, но тоталитарная система образования дает быстрые успехи в науках и искусствах, а западная (демократическая) система неперспективна.

В Европе сегодня прощаются с образовательным либерализмом 60-х. И вообще, дело не в коренных реформах, а в отсутствии библиотек, в невозможности ездить и познавать; дело в отсутствии нормальных зарплат для учителей... На самом деле реформировать-то нужно высшую школу. Нынешнее высшее образование уже неконкурентоспособно, так что, если так пойдет, в недалеком будущем это, возможно, грозит и школе".

P.S. В общем-то и активная попытка реформировать нашу школу, сделав ее 12-летней, такой, как "у них", и появление на российской почве Международного бакалавриата (кстати, диплом IB дают строго в 18 лет, то есть после окончания 12-го класса) в конечном счете работают на разрушение того, что у нас пока еще каким-то чудом сохранилось, - надежной системы среднего образования.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

К 55-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ПРОКОПЬЕВСКЕ ПОЯВИТСЯ НОВАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ.

На аллее Славы в Прокопьевске в канун празднования 55-летия победы в Великой Отечественной войне будут установлены танк Т-62, две боевые машины пехоты, бронетранспортер и учебно-тренировочный самолет Л-29. Сейчас работы по подготовке экспонатов близки к завершению.


Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 293

Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/u0034518/data/www/kokos16.ru/buridanews.ru/rzgn/r4_getHash.php on line 251