Новости arrow 2001 год arrow ДЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ.
Новости
Политика
Бизнес
Финансы
Общество
Комментарии
Культура
Афиша
Образование
Криминал
Наука
Спорт
Здравье
 
Реклама


У мусульман - Новый год.

В воскресенье мусульманский мир отметил один из своих самых больших праздников - наступление Нового года по календарю Хиджры. Считается, что около 1400 лет назад пророк Мухаммед покинул Мекку и переехал в Медину, чтобы создать первое исламское арабское государство. Это событие произошло 16 июля 622 года. Новое мусульманское летосчисление, в котором точкой отсчета стал день исхода (Хиджры) пророка в Медину, ввел в 634 году один из его сподвижников - халиф Омар. Как отмечает агентство РИА "Новости", мусульманский календарь является лунным - начало календарных месяцев в нем соответствует моментам новолуния.


ДЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ. Печать
11.04.2001 г.

ДЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ.

Тайна святого Иллариона.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Евангелие от Луки ПОСЛУШАНИЕ Никогда не видел подобного: на деревянном яйце (типа тех, на которых арбатские художники красят и Христа, и антихриста) мастер творил икону.

Взяв уголь, с легким шуршанием, словно шепча молитву, стал рисовать. Потом взял иглу, насаженную на черенок, и процарапал графью, чтобы рисунок не потерять. После чего притемнил его копотью от свечи.

- Это мой "камертон", - пояснил. - Прием старых мастеров:

когда лессируешь, черное сквозь краски должно чуть просвечивать.

Впрочем, до красок было еще далеко: мастер приступил к золочению.

- А теперь расстанемся, - наконец сказал он. - Похожу с молитвой - до красок. Чтобы не осталось в душе ни корысти, ни сволочизма.

- И какая молитва помогает?

- Один священник научил - лучше всего обращаться к Духу Святому: "Прииди и вселись в ны, и очисти ны от всякия скверны..." Спустя несколько дней Виктор Симоненко показал мне свое пасхальное яйцо, расписанное дивными иконами: с одной стороны торжественно и празднично сияло Воскресение Христа, с другой - лик Николая Чудотворца. Мастер внезапно раскрыл яйцо: внутри его полусфер лежало еще одно - куриное, характерно неправильной формы. И тут я понял, что оно лежит в яйце-футляре, который являет собой органичную форму живого, лежащего в нем.

Так, сам еще того не ведая, я прикоснулся к тайне. Спустя чуть не полтораста лет мастер вернул одну из самых задушевных русских православных традиций.

- Однако и намучился, - сказал Симоненко. - За десять лет всего 27 футляров! Иной раз спросишь себя - зачем? Денег, как я убедился, на этих вещах не заработаешь - им же цены никто не знает.

- А в самом деле - зачем?

- Это как послушание. Господь меня за мастера держал, а я столько лет грешил. Вот и послал святого Иллариона, чтобы он мне путь указал.

ИСПЫТАНИЕ У каждого своя встреча с Богом. Одни от рождения с молитвой, других Господь долго испытывает.

- Отца, кубанского казака, мальчишкой в 41-м угнали в Германию, - рассказывает Симоненко. - А когда вернулся, сослали в Сибирь, в Красноярский край. Там встретил маму, ее прадеда еще при царе туда сослали. В Дудинке я кончил школу и уехал в Питер, в Мухинское художественное училище. В Питере в первый раз в церковь зашел. И поразился - какая красота! А вскоре один бизнесмен предложил работу - реставрировать иконы, оклады. Я с радостью взялся, быстро поднаторел, и хозяин позвал меня с собой в Германию, где он держал магазин церковного искусства. К нему туда иконы везли штабелями. Среди них было немало редких, очень старых, на них я и учился большому письму, возвращая им прежний облик. Бывало, даже мельчайшие трещинки - "кракелюры" дорисовывал, будто и не было никакой реставрации. Словом, мастерски халтурил, хорошие деньги имел и, конечно, не подозревал, что святой Илларион за мной наблюдает.

- Как же ты об этом узнал?

- Он сам явился. Как-то зашел ко мне известный коллекционер и показал "странную" вещицу, которую где-то нашел: на половинке округлого старинного культового предмета изображен Святой. "По- моему, вещь интересная, - сказал он, - только не пойму, что это".

Я вгляделся - вроде бы половинка яйца: обшарпанная, на красноватом фоне Святой, стоит на поземе темно-зеленом, одежды разделаны твореным золотом, золотом же и надпись - "Святой Илларион". Чувствую, вещь была ценная, а что означала, для чего или кого предназначалась - непонятно. Попросил оставить: мол, попробую найти концы. Мог ли я думать, что этот святой всю мою жизнь перевернет?

Кто не верит в чудеса, вряд ли поймет, что заставило удачливого реставратора все бросить и со всем жаром души уйти в дело, не сулившее выгод. Да он и сам, пожалуй, не понимал. Но с этого дня вместе с женой Таней они ударились в поиск. Загадочного Иллариона показывали историкам и искусствоведам, носили в музеи.

Рылись в библиотеках, пересмотрели десятки книг по истории церковного искусства. Наконец в одном фолианте прочли о том, что еще во времена царя Алексея Михайловича возник такой пасхальный обычай: на деревянном яйце изображали сюжет Воскресения, а с другой стороны - святого, именем которого крещен тот, кому это яйцо дарили.

Оказывается, в знаменитом Федоскине когда-то делали не только шкатулки, но и футляры для яиц, освященных в храме.

Крестьяне Христовы яички из рук в руки дарили, а господа клали их в футляры с изображением тезоименитого святого и торжественно преподносили друг другу. Эти пасхальные подарки становились фамильной реликвией, бережно хранились в семьях...

ПОЭМА О ТОПОРЕ Слушая Симоненко, я, кажется, догадывался, чем эта пасхальная история зацепила душу мастера. Нынче от того прекрасного обычая и уникального промысла остались лишь смутные представления и яйцеобразные деревянные болванки арбатских умельцев, раскрашенные аляповатыми сюжетами. Заветных футляров - хранителей живой любви, освященной Воскресением Христовым, украшенных иконами - днем с огнем не найти. Их теперь не делают ни в Палехе, ни в Холуе, ни даже в Федоскине.

- "Футлярных" мастеров давно нет, - говорит Симоненко. - Я их опыт в старых книгах находил. Брали картон, мочили, крахмалили, навивали, отжимали на прессах, сушили - картон становился прочным, как металл. Потом его в олифу, опять сушат...

В общем, большая морока. А в домашних условиях и подавно. Я первый свой футляр по этому рецепту два месяца творил!

- Но ведь та половинка - с Илларионом - была деревянная?

Значит, и из дерева делали. Почему ты не пошел к токарям? На станке выточить - проще некуда.

- Ходил к токарям, на фабрику сувениров. Они посмотрели, говорят: "Это золотое яйцо. Его же надо выточить, распилить, сделать полым". Посоветовали сходить на военный завод - там программные станки. Пошел. Попробовали на самом крутом - получилась чистая геометрия. А у моего "Иллариона" форма асимметрична - как у живого яйца. Вот тут, наконец, до меня дошло: надо яйцо вырубить!

- Как это? - удивился я. - Топором?

- Ну да. Я ведь от рождения плотник. Помню, дедушка, "одноглазый Игнашка", надумал ставить новую избу. Взяли с собой в тайгу и меня, тогда второклассника, лиственницы валить. Свалили, привезли. И начали мужики спорить, кому их шкурить. Тут я и вызвался - в восемь-то лет. Дали мне топор. Месяц, не разгибаясь, шкурил - все деревья до блеска вылущил. И вот вспомнил я старое свое ремесло. Взял два одинаковых бруска. На глазок выбрал внутри. И топором стал потихоньку, на ощупь, вырубать...

Забегая вперед, скажу: когда в музее храма Христа Спасителя я увидел "царское" симоненковское яйцо-футляр почти в полметра высотой (на его фасаде сражается со змием Георгий Победоносец), я подумал, что это не иначе как скульптура. Органичность формы и живое дыхание дерева ощущались во всем. Да это и была скульптура.

Такую вещь не сделать ни на токарном, ни на программном станках - это искусство.

БАРМЕН-ИКОНОПИСЕЦ Все свои чудо-футляры Виктор Симоненко вырубил в родовом гнезде жены - в Адлере, у моря, на земле обетованной, где устроил мастерскую. Здесь, вдали от столичного шума, больших денег и прочих соблазнов, прожил десять лет, переосознав и жизнь, и труды.

- Когда изготовил первое яйцо и приступил к иконописи, - вспоминает он, - вдруг почувствовал, что ни одного лика не могу написать. Сколько ни пытался - не выходит. Раньше казалось, любую икону - хоть "рублевскую" - напишу, а тут... Долго мучился. Однажды то ли во сне, то ли наяву услыхал голос: "Иди в церковь".

В Адлере в те дни восстанавливали старый полуразрушенный храм Святой Троицы. К Виктору вышел молодой священник, отец Алексей. Узнав, что художник да еще реставратор, страшно обрадовался: "Мне вас Бог послал. Нам ведь без Престольной иконы открываться нельзя. Напишете?" "Написал бы, да ведь я не крещен, - смутился мастер. - Двадцать лет работаю с иконой - и вот ничего не выходит". "Кающемуся грешнику Господь всегда рад", - ответил отец Алексей. В тот же день крестил Виктора и благословил на Престольную. И в неделю тот сотворил метровую Богородицу Иерусалимскую.

- А сам иконостас и вовсе чудом явился, - рассказывает Виктор, показывая грамоту, выданную мастеру Симоненко епископом Майкопским и Армавирским Филаретом "в честь освящения церкви Святой Троицы в граде Адлере". - Все иконы написаны местными жителями - такими же, как и я, кающимися грешниками.

Этих новоявленных иконописцев он собрал и обучил в своей мастерской. Среди них оказались люди самые неожиданные: учителя, таксист, многодетная домохозяйка, парикмахер, полковник генштаба и даже бармен.

- Этот бармен оказался искуснее всех. Еще бы, тридцать лет разливал на глазок с точностью до миллиметра, - шутит мастер. - Когда они ко мне пришли, я всем поставил одну задачу: через год, к открытию церкви, написать свою икону в дар храму. Каждому дал рисунок: кому Благовещение, кому Рождество, кому Крещение... Отец Алексей сказал: "Будете внуков сюда водить, пусть видят ваши богоугодные труды".

ЭПИЛОГ На персональной выставке в Государственном музее декоративно -прикладного искусства Симоненко впервые показал всю свою коллекцию яиц-футляров. В каждой из этих, единственных в своем роде шкатулок таился символ жизни. Футляр с образом святой Татьяны великомученицы (посвященный жене Тане, которая в дни послушания мастера всегда была рядом) был раскрыт - внутри на месте живого яйца лежала прекрасная жемчужина.

Вездесущие "новые русские" попросили назвать цену. Эксперты, посовещавшись, решили: средняя "рыночная" такого изделия не меньше полутора-двух тысяч долларов. Кто-то из богачей удивленно воскликнул: "На Арбате такие яйца за 1000 рублей продают!" "Вот на Арбате и покупайте", - посоветовали ему. Музейщики же резонно заметили, что "рыночной" цены этих вещей не существует. Ибо на рынке их нет. А президент Российской академии художеств Зураб Церетели изрек, как Соломон: "За такое чудо не жаль и десяти тысяч "зеленых".

Недавно я зашел в церковь Дмитрия Солунского, что в селе Дмитровском по Рублевскому шоссе. Симоненко творил здесь двунадесятые праздники и расписывал дьяконские двери. У входа в царские врата он сказал:

- Вот уж не думал, что мои футляры стоят так дорого. Раз так, не стану их продавать. В музей отдам.


 
« Назад.   Вперёд »
Новости
Реклама

Беназир Бхутто может вернуться из ссылки.

Верховный суд Пакистана постановил провести новое расследование дела о коррупции в высших эшелонах власти страны. По данным агентства Ассошиэйтед Пресс, главным обвиняемым по этому делу проходит бывший премьер-министр Беназир Бхутто. Сама она находится в ссылке, а ее муж Зардари - в одной из пакистанских тюрем. Его обвиняют в целом ряде уголовных преступлений, не связанных с коррупцией бывшего премьер-министра.